Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем праздник Вознесения Господня. Что такое Вознесение? Наверное, с одной стороны, все привыкают к тому, что было какое-то Вознесение, а с другой стороны — о нем никто не знает. Потому что как может быть Вознесение Господне, если Он тут же и говорит, что “Аз с вами во вся дни до скончания века”. Если Он от Церкви обещал никогда не отлучаться, то какое же может быть Вознесение?

Но Вознесение бывает в том же смысле, в каком бывает пришествие: Второе Пришествие будет к тем же, от кого вознесся. Но по отношению к Церкви Он не возносился, и не будет никакого Пришествия, потому что Церковь — это Тело Христово, а Тело Христово само от себя не отделяется, Господь не развоплощается.

Поэтому с Телом Христовым во внутреннем смысле ничего не происходит, но происходит исполнение тех слов, которые произносит Христос, возносясь: “И се аз с вами есмь во вся дни до скончания века”. Тем не менее, Вознесение Христово происходит. Это настолько важно, что об этом говорят евангелисты, и мы это празднуем. Почему же это важно?

Потому что Христос, хотя и присутствует в мире, показывает Вознесением, что явным, видимым образом Он не присутствует. Вот как Он пришел в первом Своем пришествии, так что оказался заметен только для некоторых, а уверовали в Него еще меньше людей, так и будет до второго пришествия. Это означает, что, как сказал апостол Павел, “жизнь наша сокрыта со Христом в Боге”. Христос пребывает на земле сокрыто.

Он не развоплощался после того, как воплотился, но явного сопровождения ангелов и прочих событий, которые при Втором пришествии будут, ничего этого пока нет, а Христос есть. Если наша жизнь — во Христе, то она сокрыта от мира. А теперь можно посмотреть на то, какая у нас жизнь, сокрытая она от мира или открытая.

Обычно мы можем увидеть, что когда приходим в церковь и если постоим больше часа, то как-то настраиваемся на то, что в Церкви происходит, даже если не особо внимательно в этом участвуем и мало что понимаем. Это хорошо, но рано или поздно, не через час, так через четыре часа мы из церкви выходим, и начинается у нас какая-то другая жизнь.

И в этой жизни мы настраиваемся на то, чем мы живем, на тех людей, с которыми мы живем, на тех людей, с которыми мы работаем, или просто по своему безумию идем с ними развлекаться, хотя у нас с ними совершенно нет общих интересов, и не должно, казалось бы, быть общих развлечений. Но почему-то все это оказывается, и все мы это делаем. А зачем?

Потом мы удивляемся, что в Церковь нам очень долго не прийти, что надо совершенно перестроить организм, чтобы прийти, и перестроить свою жизнь; удивляемся, что мы забываем то и сё, что относится к нашим церковным обязанностям; удивляемся, что в какой-то ситуации мы себя повели совершенно неизвестно как, и потом, может быть, еще больше удивляемся, что мы и не знаем, как там можно было себя вести, но надо спросить, почему мы оказались в этой ситуации.

Все дело в том, что наша жизнь, к сожалению, бывает не сокрыта со Христом в Боге, а потеряна для Христа в Боге так, что фактически мы уже и умерли для жизни вечной, если только не используем пока еще сохраняемый у нас шанс жить через покаяние.

Но покаяние заключается не в том, чтобы прийти на исповедь и что-то сказать, даже, предположим, очень правильное и точно сформулированное, а в том, чтобы изменить свою жизнь, чтобы в то время, когда мы находимся в обычной нашей жизни, а не в храме, когда мы общаемся просто с людьми, а не с христианами — большинство людей у нас нехристиане, даже если многие из них себя христианами называют, — чтобы мы сами при этом христианами оставались, чтобы мы не увлекались их развлечениями, не забывали свое, не забывали какие у нас приоритеты, где мы можем и даже должны потерять и уступить, хотя правда может быть не на стороне того, кто от нас что-то требует, а на нашей стороне, и других вещах, где уступить нельзя, где нужно держаться твердо.

Вот что значит обладать жизнью, сокрытой со Христом в Боге. Это один из многих смыслов сегодняшнего праздника. Мы не исчерпали все, что нам преподносит и открывает Церковь в этом празднике, но хоть немного коснулись того, что касается нас в повседневной жизни.

Аминь.