Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Сотник просил Христа исцелить своего отрока; Бог часто посылает нам помощь через других людей; если ты не отшельник, то лечиться у врачей — не грех; люди, которые нам портят жизнь, спасают нас от духовных болезней; для души очень полезно терпеть что-то на систематической основе.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали в Евангелии историю о том, как Христос исцелил отрока римского сотника. Происходило это так: римский сотник был благочестив, и он попросил Христа об исцелении отрока, своего слуги, то есть раба. Другой, может быть, даже не стал бы так беспокоиться о болезни раба, но так как сотник был благочестив и человеколюбив, то его это серьезно волновало, и он старался сделать все, что можно. Потому он и обратился к Христу. Но особенно важно то, что произошло дальше.

Сотник так сформулировал свою просьбу, что можно было подумать, что сотник этот, подобно другим аналогичным и многочисленным просителям, просил Христа, чтобы Он пришел к больному и его исцелил. И когда сотник осознал, что его можно так понять, то он сам уточнил: “не надо приходить Тебе самому, потому что я сам тоже начальник, у меня тоже есть подчиненные, и когда мне что-то нужно, я могу им сказать, чтобы этот пошел туда-то и сделал то-то; так же и Ты можешь приказать, и этого будет достаточно, чтобы отрок исцелился”.

Так действительно и произошло, а Христос сказал, что и в Израиле, то есть среди народа Божьего, избранного (к которому сотник не относился), такой веры Он не обрел. Потому эта вера и описана в Евангелии, что это пример для всех нас, христиан, для всех последующих поколений. Как же это может быть примером в нашей жизни?

В нашей жизни, конечно же, тоже бывает (может быть, и не у всех, но в этом ни для кого нет ничего необычного), что происходит какое-то особенное и чудесное вмешательство и разрешаются какие-то тяжелые обстоятельства нашей жизни. Но все-таки чаще всего Господь посылает нам каких-то Своих служителей. Ими могут быть кто угодно. Мы легко можем понять, что ими могут быть врачи. Мы все болеем, но некоторые не по разуму ревностные христиане говорят, что вот я – православный, я буду только молиться, чтобы все прошло. Конечно, если молиться, то это правильно, а если только молиться – это вряд ли правильно.

Святые отцы объясняют, что если ты живешь отшельником и специально уединился от всех людей, предался на волю Божью, то, действительно, надо только молиться — ничего другого нет. А если ты живешь с людьми, хотя бы в общежительном монастыре, будучи монахом, тем более если ты мирянин среди людей, то надо пользоваться теми средствами, которые Господь дал, то есть врачами. А иначе получится (это уже не святые говорят, а житейская мудрость) как в одном анекдоте: некий человек потерпел кораблекрушение, и в отличие от других людей, которые спасались на бревнах, лодках, кто на чем, он не спасался вообще, а говорил, что я верующий, молюсь Богу, чтобы Он меня избавил. Конечно же, он утонул, а на том свете спрашивает Бога: “что же Ты меня не избавил?” — “Я же тебе посылал и бревно, и лодку, а ты не хотел”.

Так же Господь посылает нам разных людей. Не только тех, которые нас спасают от физической опасности или от болезни, а, прежде всего тех, которые нас спасают от разных духовных болезней. Причем это бывают не только такие люди, которые нам дают какие-то духовные советы, хотя, конечно, это все очень важно. Но также Он посылает нам людей, которые нас как-то обижают, которые делают нам гадости и что-нибудь еще такое неприятное, и эти люди порой приносят нам гораздо большую пользу, чем те, кто нас любит и хочет нам помочь, хотя сами “обидчики” нам совершенно не хотят помочь. То, что они делают из своих соображений – Господь им судья, потому что вполне может быть, что ничего душеполезного они в виду и не имели; возможно, они все это делали для того, чтобы удовлетворить свои какие-то страсти, а это само по себе греховно.

Но помимо того, что действовала их злая воля, прежде всего действовал промысел Божий, который попустил, чтобы через них с нами что-то произошло, чтобы нас это вразумило. Бывают такие люди, которые портят нам жизнь, в том числе и такие, которые систематически портят нам жизнь, а не один раз испортили и пропали с нашего горизонта. Да, есть такие люди, которые все время портят, и портят, и портят. Например, наши близкие, с которыми мы живем. Сколько они нам портят жизнь – это же кошмар! А через них-то мы как раз и спасаемся, особенно, если живем с ними постоянно и терпим их систематически.

Ничто для нас не бывает так полезно, полезно для нашей души, как терпеть что-то пусть и не очень значительное, но систематическое. Потому что мы можем, в конце концов, так настроиться, чтобы совершить подвиг один раз. Так нам легче. Перетерпеть бывает трудно, часто мы и таких искушений не выдерживаем, но, тем не менее, мы еще можем понять, как надо напрячься, собраться и что-то сделать. А когда надо даже и не очень напрячься и собраться, а сделать что-то может быть минимальное, но регулярно – это бывает для нас катастрофически сложно, потому что если изо дня в день напрягаться, то лучше все что угодно, только не это.

Но хотя это для нас сложно, для нас это очень спасительно. Наиболее спасительно для нас, когда терпение требуется от нас ежедневно, на основе ежедневных неприятностей. В этом смысле людям полезно жить друг с другом, потому что когда люди живут друг с другом постоянно, почему-то более всего они заметны друг другу своими плохими чертами, хотя наверняка у них есть и хорошие. Поэтому с плохой стороны узнать человека нам практически ничего не стоит, а с хорошей уже сложнее. Но свои собственные хорошие стороны мы можем проявлять и развивать как раз в тех ситуациях, когда приходится взаимодействовать с плохими сторонами других людей. Вообще, у нас проявляется хорошая сторона, если мы начинаем правильно реагировать на окружающее. Но сначала обычно бывает что-то другое.

Сначала мы все-таки видим, насколько мы не выдерживаем, насколько мы нетерпеливы. И обычно, если нас что-то очень сильно раздражает, то причина этому в том, что у нас какие-то собственные патологии. Да, с нами плохо поступают. Да, нас провоцируют. Ну а мы-то почему провоцируемся? Почему мы не можем это терпеть? Вот тут-то и надо подумать о себе и о своих собственных патологиях.

Все такие люди, насколько безобразны они бы ни были, — это те самые, о которых сегодня говорилось в Евангелии: Господь посылает нам Своих служителей нас исцелить, как этого отрока-раба римского сотника. Может быть, эти люди как-то о нас молятся, вроде этого римского сотника, и нам желают спасения. Только через такую вот взаимную притирку и перетирку мы и можем как-то исправляться, и только через это у каждого из нас есть какая-то надежда на спасение. Иначе вообще был бы кошмар, что с нами бы произошло.

Если кто-то вынужден кого-то терпеть и меняется из-за этого, то пусть вспомнит, что с ним было, пока он еще не менялся, насколько он был сам невозможным и невыносимым человеком. Тогда он сможет понять или хотя бы прикинуть, насколько меняются шансы на спасение человека в вечной жизни, если он проходит такую школу.

Поэтому будем всех воспринимать как посланных нам Богом и помнить сегодняшний евангельский рассказ.

Аминь.