Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

Вот мы достигли, наконец, праздника Пасхи. Для кого-то это, может быть, был результат очень долгого и тяжелого плавания, и кто-то не мог дождаться, когда, наконец, наступит этот праздник, а для кого-то, как, например, для меня, как будто только что была прошлая Пасха, и вот уже опять. То есть ощущение полного слипания перехода от одной Пасхи в другую без всякого расстояния.

По-разному это все можно воспринимать, наверняка есть еще какие-то варианты, но все это неважно. Главное думать о том, что важно вдействительности. Но когда мы говорим о том, что важно в действительности, к сожалению, надо говорить не о высоком, а о низком. Высокое – это то, о чем мы слышали в богослужении сегодня, а низкое – это то, о чем мы, к сожалению, практически не слышали сегодня в богослужении.

И вот самое главное – это не напиться и не объесться сегодня и в ближайшие дни. А также не разлениться и не переменить свой настрой с христианского, если он хоть в какой-то степени был в течение поста и до сих пор, на совершенно бесовский. Он как раз обычно и бывает, если мы специально не работаем над тем, чтобы это было не так.

Одни в праздники имеют совершенно законный повод выпить, но остановиться уже не могут, и вслед законного повода приходит уже и незаконный. Люди сами этого не замечают, потому что слегка выпив, человек вроде и не пьян, а того контроля, который был, над собой уже не имеет. И если он вообще склонен к алкоголизму, — а это касается очень многих, и не только мужчин, но и женщин едва ли нев такой же степени, — то дальше он уже не останавливается. Потом человек оказывается уже совсем в другой реальности.

Есть люди, которые склонны к еде. Сейчас уже заготовлены койки во всех больницах, известно, что медики ждут в первые дни после Пасхи тех, кто объестся скоромной пищи, особенно яйцами, и заработают себе непроходимость, а через неделю ждут “подъедал” — такой специальный медицинский жаргонный термин. Это те, кто доедает испортившиеся салаты. Через неделю они приобретают наибольшую силу. И вот всех их уже ждут медики, здравоохранение у нас в этом смысле нормальное. Не особо комфортабельное, но лечат, в общем, хорошо – никто не умрет.

Но это удовольствие на любителя. Надо себя спросить: действительно ли я любитель, действительно ли хочу этого – пьяных травм, душевных травм, да и вообще ухудшения здоровья, которое, кстати, не обязательно в больницу приведет. Но и без госпитализации ведь ничего хорошего. Это справедливое наказание за то, что увлекаемся совершенно не должным.

Я хочу предупредить, что пасха и куличи – это тяжелая пища. Ее можно попробовать в какой-то степени, но есть в больших количествах довольно странное занятие.Но, конечно, алкоголь еще большее зло. Прошу прощения за занудство, но опыт каждого года показывает, что нужно об этом говорить, говорить и говорить.

Но теперь можно перейти и к более возвышенному. Самая главная задача наступившего праздника, если формулировать ее стратегически, заключается в том, чтобы не растерять то, что у нас было приобретено постом, а если ничего и не было приобретено, то, по крайней мере, настрой на приобретение чего-то духовного. Посты дают пользу одними средствами, праздники – другими средствами. Средства разные, а польза одинаковая.

Польза должна быть душевная в том, чтобы быть нам христианами, больше понимать, что такое христианство, больше интересоваться этим. Тогда уже Господь самыми разными средствами – через книжки, через людей, через обстоятельства – будет нам открывать, что это такое и как это дается. Вот это необходимо. Каждый из нас может подумать, где он по отношению к христианству сейчас, и что он может сделать.

Конечно, если речь идет о чем-то духовном и трудноуловимом, когда говоришь сам о себе, то подумать трудно. Но ведь много есть вещей, о которых подумать легко, но они тоже важны. Например, как я ругаюсь дома со своими ближними или на работе — часто или редко? Какие у меня дурные привычки? Бывают кроме пьянства и объедения еще и другие распространенные дурные привычки: просиживание у телевизора старшего поколения или в интернете – молодого, без конкретной какой-то цели.

Когда есть конкретная цель – то все понятно. Цель может быть поставлена правильно или неправильно, но хотя бы это какая-то цель. А когда человек бесцельно просто просиживает свое время и свою жизнь там, то он ведь просиживает не только то время, которое непосредственно просиживает. Он ведь тратит и массу времени после этого, потому что он приходит в состояние если не овоща, то очень похожее на это, и потом еще долго остается нетрудоспособным. В молитве такой человек не бодр, прямо скажем.

Поэтому вот об этих постоянных грехах, если они есть, надо стараться молиться, и Господь избавит. Молиться – это, прежде всего, но нельзя забывать, что во вторую очередь надо стараться следить за собой. Если я что-то делаю, то я делаюэто потому, что мне нужно, или это потому, что возник какой-то повод. Это вопросы, которые надо задавать себе на автомате, давать на них ответы, и в зависимости от ответов менять свою деятельность или, наоборот, не менять. Но все должно быть сознательным.

Это вещи, которыми измеряется христианство на самом деле, потому что человек может ходить в церковь, а все остальное время просиживать у телевизора или в интернете. Конечно, хорошо, что он ходит в церковь, но несколько непонятно, чем он там занимается в таком случае. И вообще возникает такая извращенная психология у человека, если он так продолжает делать достаточно долго, когда вырабатывается некоторый иммунитет от христианства.

То есть он может ходить в церковь, совершенно не приближаясь через это к христианству. Просто у него такая привычка вырабатывается – ну, знакомых посмотреть, послушать пение. Мало ли какие есть у человека привычки? Может быть, и ходить в церковь одна из них. Все-таки хождение в церковь является, тем не менее, пусть и не точным, не окончательным, но тоже критерием христианства.

И вот здесь надо посмотреть: если я в церковь не ходил почти никогда, то вот, давай, сейчас начну ходить хотя бы иногда; если иногда ходил, то постараюсь регулярно, узнавая какие там службы, какой там смысл каждого праздничного события или постов; если и это у меня тоже уже есть, тогда надо задуматься о том, как начать регулярно причащаться и исповедоваться; а если и это уже получается, то там целое море новых задач.

Вот когда человек это не делает, то кажется, что можно добежать большую дистанцию, а дальше пойдет жизнь уже понятная и налаженная. Но когда уже добежишь до первого рубежа, то оказывается, что там открывается не новая дистанция, а отсутствие горизонта вообще, и возникает столько всяких вещей, которых ты даже и не можешь предвидеть.

Конечно, христианство – это замена одних хлопот, которые имеют нехристиане, на другие. От одних освобождаешься, действительно, а другие приобретаешь. Даром ничего не бывает. Но надо посмотреть, что выгодно. Сегодняшний праздник дает нам не столько сведения, которые мы можем переработать умом, сколько дает нам особенно ясную общую интуицию того, что такое христианство, что мы выбираем в том случае, если мы выбираем христианство, но я подчеркиваю – именно христианство, а не куличи и яйца крашенные.

В куличах и яйцах ничего плохого нет, мы их благословляем и освящаем, но они не христианство. Когда они являются чем-то типа детских игрушек, сопровождающих нашу христианскую жизнь, то почему бы и не воспользоваться такими украшениями. Но когда мы начинаем красить яйца вместо того, чтобы ходить на богослужения предпасхальных дней, то это просто извращение, конечно. Или, может быть, и не извращение, но тогда мы не христиане. Поэтому будем думать о христианстве и о том, чтобы стать христианами.

Аминь.