Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы опять достигли, пройдя очередное обращение лета, дня Варфоломея и Варнавы, и китайских мучеников, которые особенно памятны в нашем приходе тем, что это день присоединения уже сложившейся нашей общины к Истинной Церкви. Община сложилась хоть и ради православия, хоть и с добрыми целями, но она пребывала вне Истинной Церкви некоторое количество лет, а каждый из членов этой общины еще какое-то количество лет пребывал вне истинной Церкви до того, как попал в общину. И вот потом вся эта община перешла в Зарубежную Церковь, и мы считаем датой перехода в Зарубежную Церковь присоединение к Зарубежной церкви нашего покойного настоятеля о. Александра. Это произошло в этот самый день в 1997 году.
Каждый раз, когда мы приходим к этой дате, мы удивляемся, как много прошло лет, и, конечно, говоря, как много прошло лет, всегда спрашиваешь себя: для чего, зря или не зря? И, конечно, можно говорить о всяких внешних параметрах, о том, как живет община, как развивается Церковь с внешней точки зрения, но об этом лучше не говорить, потому что это не то, что является целью пребывания в христианской Церкви. Это все средства, а не цели, и по ним невозможно оценивать, зря это было или не зря.
Приходится в таких случаях говорить, — по крайней мере, с самим собой, — о том, приблизило ли меня это к спасению или, наоборот, помешало. Можно сказать, что пребывание в Истинной Церкви и мешает в спасении, потому что пока ты чего-то не знал — я перефразирую сейчас Евангелие от Иоанна, — не исполнял того, чего ты не знал, то с тебя было меньше спроса. А когда ты это уже узнал, когда ты оказался в Истинной Церкви, а ведешь себя так, как будто ты не в ней, то, конечно, ты будешь виноват уже не так, как язычники, и не так, как еретики, а гораздо хуже еретиков. Поэтому есть и такая сторона дела.
Главное, конечно, надо самим быть православными. Конечно, это самое неприятное в православии, что надо самим быть во всем православными, а не только быть вообще за православие или стремиться к тому, чтобы православными были другие, наши ближние, например. Хотя это тоже похвальное стремление. Но здесь очень много проблем, потому что все время ты сам себя склонен обхитрить и начать уклоняться от того, чтобы быть 24 часа в сутки православным, и хочешь от самого себя православного отдохнуть. И это очень легко удается.
Это удается гораздо лучше, чем что-то противоположное. Получается такая борьба, а исход ее будет известен только тогда, когда закончится наша жизнь. Но что делать? Именно в этом и состоит наше православие. По крайней мере, оно состоит в том, чтобы эту борьбу не бросать. Собственно, ради этого мы делаем те или иные шаги, в том числе и те, которые надо делать раз в жизни, — как, например, переход из неистинной церкви в истинную, но еще больше это касается каких-то ежедневных наших шагов.
Но все эти шаги должны исходить из одного и того же побуждения – того, чтобы жить согласно православной вере, так, как мы уверовали, а не так, как живут люди вокруг, не просто как случится, и не как-то еще. Вот ради этого мы и перешли, а точнее, мы просто не могли не перейти в Истинную Церковь семнадцать лет назад, потому что созрели к этому, и нельзя было дальше оставаться там, где мы были. Но это тоже только средство, а целью является наша осознанная постоянная работа над собой.
Слава Богу, что мы можем приходить в церковь довольно часто, служить литургии довольно часто, хотя и не каждый день, к сожалению. И мы можем вспоминать об этом не раз в два месяца, как во многих случаях приходится делать другим православным христианам, а каждую неделю и чаще. И вот пока такая возможность есть, нам надо ей пользоваться. Потому что если мы ей не будем пользоваться, то она от нас или отнимется, что лучше, или, что хуже, она не отнимется, а мы получим совсем какое-то тяжелое осуждение.
Поэтому будем понимать, что мы празднуем дарование нам главного дара Божия – спасительной Церкви, но и будем помнить, что это такой дар, который накладывает обязательства.
Аминь.