Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали евангельскую притчу о человеке, который был должен своему господину и не мог отдать, а тот его уже хотел посадить в тюрьму и насильно изымать этот долг, но должник умолил его простить, и господин простил. И этот человек радостно ушел, но встретив своего должника, который тоже не мог отдать и стал просить простить ему, не простил и посадил в долговую тюрьму для того, чтобы с него все взыскать. Но это увидели слуги господина и пожаловались ему. Господин вознегодовал, призвал своего должника, которому прежде простил, и засадил его в тюрьму.

Притча не о том, что надо совершать добрые дела, хотя их и нужно совершать, но данное поучение немного о другом: не о том, что нужно, а о том, чего не нужно. Не нужно считать, что тебе кто-то должен. Если у тебя с Богом такие отношения, что ты Ему много должен, но не можешь отдать – а у нас у всех только такие отношения с Богом и могут быть, — то это не повод впадать в отчаяние, а повод просить милосердия, чтобы с тобой Господь с обращался не по справедливости, — потому что тогда у тебя нет никаких шансов, — а по милости.

Это хорошее, правильное хотение, но только есть одно условие: тогда ты тоже должен обращаться милостиво с теми немногими людьми, которые тебе что-то должны. Действительно, в жизни  нам кто-то что-то должен. Это не обязательно обещание и долг, хотя и это тоже, но это и какие-то прегрешения людей против нас. Конечно, любое прегрешение против человека является прегрешением против Бога, но, тем не менее, есть такие прегрешения против Бога, которые могут быть прегрешениями против конкретного человека, и этим человеком можем быть мы сами, то есть кто-то против нас согрешает. Вот здесь мы склонны требовать справедливости, и мы говорим: со мной поступили несправедливо! — Как будто это что-то значит. А кто ты такой? И ты хочешь, чтоб с тобой справедливо поступали? Так и записать в книге вечности за тобой?

А если ты не хочешь, чтоб с тобой поступали справедливо, то что ты тогда возмущаешься? Почему ты обращаешь на это внимание? Почему для тебя что-то следует из того, что с тобой поступили несправедливо? Из этого совершенно ничего не следует, и не надо ждать, чтобы с тобой поступали справедливо, не надо обращать внимание на долги, которые перед тобой кто-то имеет. Если ты христианин, то ты не ждешь, чтобы с тобой поступали справедливо: когда с тобой поступают несправедливо, это совершенно нормально. Да, кто-то перед тобой имеет долги, но ты не должен обращать на это внимание. Их не надо не только помнить, но не надо и замечать как факт, чтоб они изначально не откладывались в памяти.

Тогда получается, что ты живешь в таком мире, где никто не имеет никаких обязательств. И по отношению к себе как раз надо вспоминать эту евангельскую притчу и другие христианские  поучения: по отношению к тебе никто не имеет никаких обязательств. Если вдруг кто-то сделал что-то хорошее или выполнил то, что обещал, то, с человеческой точки зрения, он выполнил свои обязанности, а с твоей точки зрения, это должно выглядеть как просто подарок судьбы, потому что произошло то, на что рассчитывать совершенно не следовало бы.

Но есть отличия между отношением к себе и отношением к каким-то организациям. Есть люди, которые принимают ответственность за других – это практически ответственность за организацию, которой может быть и семья. В коллективе не бывает никакой коллективной души, поэтому коллективы любого уровня не бывают христианами. Конечно, есть еретики, которые считают, что есть какие-то народы, у которых христианская народная душа, но это ересь, если на этом настаивать, а если не настаивать, то это просто глупость.

Народы – это просто организации, которые совершенно бессовестны, но они и вечной жизни не имеют, поэтому они и не подлежат в вечности никакому осуждению. Здесь не те отношения, которые Евангелие предписывает людям. Поэтому, когда мы выступаем ответственными за какую-то группу людей, то здесь неприменима евангельская притча. Здесь можно требовать соблюдение договоров, определенных отношений, которые подразумеваются, и здесь отношения построены на насилии. Конечно, это Ветхий Завет.

В том числе и так называемые христианские государства – это все равно ветхозаветные структуры по сути. Там обязательно насилие, обязательна армия, прочий принудительный аппарат – ничего хорошего в этом нет, но без этого и нельзя в человеческом общежитии. А для себя лично без этого можно. Конечно, здесь тоже надо различать, чтобы не принять личное за общественное и наоборот, потому что я могу удовлетворять просто свои мстительные инстинкты, принимая это за общественное дело.

Надо за собой следить, но прежде чем следить за собой, надо понимать само это различие в теории. Одно дело, что есть группа людей, и между этими группами не может быть христианских отношений, потому что группы никогда не бывают христианами, и к ним Евангелие не обращено, а оно обращено к каждому человеку, и каждый человек в отдельности входит в Церковь, которая состоит из отдельных людей, которые не образуют никакой группы.

Да, на земле христиане могут быть какой-то группой, но это совершенно неважно, потому что это внешнее и часто обманчивое измерение церковной жизни. А вот всякого рода группы живут по-другому, у христианина может быть за них ответственность, и здесь надо действовать так же, как в Евангелии говорится, например, воинам: не надо бросать профессию, но надо не злоупотреблять. Надо делать ровно то, за что вы получаете свое жалование.

Это относится и ко всем прочим людям, которые берут свою ответственность за других, а если речь о христианах, то они должны это делать хорошо, в том числе и применять насилие, если есть такая необходимость и возможность. Часто это связано с воспитанием детей – там неизбежно насилие. Даже если ребенка не бьют, то ему что-то строго говорят, запрещают, а это уже насилие. Даже манипуляция – это тоже насилие. Вообще без насилия в построении человеческого общества невозможно, начиная с воспитания детей и заканчивая государственными войнами и всякой принудительной системой. Но в своей личной жизни, если мы, конечно, христиане, мы допускать этого совершенно не должны.

И совершенно нормально, когда с нами никто не обходится справедливо. Более того, мы не должны этого и хотеть, потому что если со мной обошлись справедливо, то хорошо, если я не потерпел ущерба. Но я и не получил никакой пользы, которая бывает, когда терпишь какие-то бедствия. И вообще, если говорят о справедливости, значит, предполагается, что уже здесь получил мзду свою, а для Царствия Небесного эти дела уже будут бесполезны. А так как мы все-таки стремимся в Царствие Небесное, то справедливость нам не очень-то полезна.

Конечно, психологически трудно вынести, особенно вначале, когда сплошная несправедливость, но поэтому и не все сразу становятся христианами. Но надо постепенно осознавать, к чему надо стремиться и начинать уже стремиться, осознав. Будем осознавать себя тем самым должником, которому его Господин  все прощает, а прощать приходится много чего, но тогда и мы уже должны все всем прощать.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)