Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы одновременно и в евангельском чтении слышали кое-что, чем христианство отличается от нормальной жизни, и сегодня же мы празднуем память святой равноапостольной Феклы, житие которой говорит примерно о том же самом, хотя и на частных примерах.

Если говорить о житии равноапостольной Феклы, то это даже не житие, а очень ранний текст, который называется «Деяния Павла и Феклы». В ΧΙΧ веке в духовных академиях наверняка считали, как и на западе считали многие, что это вообще апокриф, потому что это не только житие равноапостольной Феклы, о которой больше ниоткуда не известно, но и апостола Павла, ученицей которого она была. Получается, что это одно из апокрифических житий апостолов – деяний апостолов.

Но, конечно, ничего апокрифического в этом нет, и все почитание святой Феклы, которое  в Церкви существует, основано исключительно на этом тексте – никаких других данных по ее житию никогда не возникало. Это не означает, что все там исторически достоверно – степень исторической достоверности, грубо говоря, неизвестна. Но зато это означает другое: те идеи и мысли, которые там проведены во всех эпизодах, исторически достоверных и недостоверных – это все является церковным учением. Все что там говорится – все так и есть.

А для многих читателей ΧΙΧ века, которые привыкли совершенно к другой версии христианства, независимо от того, к какой конфессии они себя причисляли, может быть, даже и православной, это все выглядело шокирующим, потому что важнейшим подвигом Феклы представляется то, что если она стала христианкой, то она уже никоим образом не вступала ни в какой брак – даже мыслей об этом не имела. Важнейшей причиной гонений на апостола Павла стало то, что он обращает молодых девиц в христианство, и оне после этого вообще не хотят вступать в брак.

Надо сказать, что и в других Деяниях апостолов, которые тоже, конечно, с точки зрения немецких профессоров  ΧΙΧ века были апокрифическими, проводится совершенно та же мысль. Это не означает, что здесь какая-то ересь энкратизма, — что те, кто вступает в брак, не спасаются, или, по крайней мере, те священники, которые вступают в брак, не действительны. Это, конечно, осуждавшиеся и осужденные Церковью учения. Но это означает, что для христианства естественное состояние – это безбрачное и аскетическое. Все эти тексты были написаны задолго до того, как установился институт монашества в ΙV веке – они написаны примерно во ΙΙ веке, а основа для этого была еще в Ι веке.

Но это один пример, а евангельское чтение сегодня говорит нам о принципах – о том, насколько христианская жизнь несовместима с нормальной. А именно, чтение сегодня было о том, что «будьте милосердны, как Отец ваш небесный милосерд есть». Это заключительные слова отрывка, которые выражают, можно сказать, его главную мысль. То есть будьте милосердны не так, как бывают милосердны другие люди – не плохие люди, а хорошие, но язычники, – а так, как милосерден Отец ваш небесный.

А до этого там объяснялось, как именно: если давать в долг, то тем, которые не отдадут. Понятно, что если ты даришь, то это другое, но если ты даешь в долг, то тем, которые не отдадут. То есть тут подразумевается, что отдать тебе должны, но будет хорошо, если не отдадут. Ты делаешь добрые дела – это хорошо.

Нигде ни в Ветхом, ни в Новом Завете не написано, что надо делать плохие дела по отношению к людям – написано, что надо делать хорошие. Но здесь особенно подчеркивается, что надо делать хорошие дела по отношению к тем, кто тебе делает плохие. За зло надо воздавать добром, и вообще надо делать добро не обязательно взамен чего-то, а в принципе тем людям, от которых ничего не ожидаешь получить, и особенно тем людям, от которых ты получаешь, получил и еще ожидаешь получить что-нибудь плохое.

Конечно, этим можно просто умилиться и забыть, как часто многие читают Евангелие, но если это воспринимать всерьез, а надо именно всерьез — с этим никто не будет спорить, — то можно увидеть, как это все несовместимо с нормальной жизнью.

Например, если в педагогике ребенку отвечать на всякое злое проявление исключительно добром, то есть не показывать строгость, то обрушится не только вся педагогика, но и заповеди как Ветхого, так и Нового Завета, о чем говорит апостол Павел, тоже все будут попраны, потому что воспитывать детей, согласно Ветхому Завету и апостолу Павлу, нужно несколько иначе.

То есть это неприложимо, здесь такой заведомый абсурд. Но если мы возьмем отношения между взрослыми, то тоже ничего хорошего не будет. Об этом есть очень хорошее рассуждение одного нашего русского философа, у которого почти все рассуждения довольно плохие, и читать его с духовной точки зрения совершенно неполезно, но вот это произведение очень полезно – Владимир Соловьев, «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории».

Там вопрос о том, допустимо ли для христианина воздавать злом за зло, и можно ли сопротивляться злу силой. И там еще вспоминается очень хорошее стихотворений Алексея Константиновича Толстого, и я позволю себе напомнить или рекомендовать тем, кто не читал, прочитать – «Баллада о камергере Деларю», которая посвящена человеку, который точно и буквально исполняет евангельские слова. Она начинается словами:

Вонзил кинжал убийца нечестивый

В грудь Деларю.

Тот, шляпу сняв, сказал ему учтиво:

Благодарю…

И дальше это обыгрывается у Владимира Соловьева.

Все эти вещи очень хорошо прочитать. Они говорят о том, что нужно отвечать на зло силой, что войны необходимы, хотя в этом, может быть и нет ничего такого особо хорошего. И что получается? Получается, что то, что мы сегодня читали в Евангелии, как бы неисполнимо. Но на самом деле, конечно, нет. Просто Евангелие все время содержит разные противоречия, не меньше, чем Ветхий Завет, для того, чтобы никто не думал, что можно из Евангелия изготовить компьютерную программу, а самому стать роботом, который ее исполняет.

Так думают всякие фундаменталисты и те,  кто понимает Евангелие и Священное Писание в буквальном смысле. Мы должны все время помнить, что про них сказал Максим Исповедник: такие люди подобны иудеям, которые распинают Христа, живущего за буквой Писания.

И если возвратиться опять к сегодняшнему чтению, то оно говорит о том, как нам быть христианами. Когда речь идет о педагогике, тогда ничего новозаветного и христианского здесь быть не может, потому что формирующееся существо еще не христианин. Когда мы говорим о международных отношениях, то там тоже ничего христианского быть не может, потому что христианином не может быть какое-то государство.

Вообще любая общность людей не может быть христианином. Христианином может быть только отдельный человек и Церковь, которая уже является общностью неземной. Даже члены одного прихода, поскольку они члены некоей социальной организации, не тождественны Церкви. Социальные организации могут иметь коллективные пороки, которые Церковь иметь не может, потому что она безгрешна. Например, может быть групповая гордость истинно-православных – это очень свойственно может быть приходу, как земной организации, но, конечно же, не свойственно Церкви.

Поэтому мы все время должны понимать, что, собственно, христианство, новозаветное поведение, которое предписывается Евангелием, которое открывается в Евангелии – но, конечно, оно не впервые открывается, потому что в Ветхом Завете об этом тоже сказано, у пророка Иеремии, но и не только, – мы не должны этого требовать от нехристиан. И когда мы воспитываем человека, который не является христианином, когда у нас международные отношения какие-нибудь, например, война, то у нас все остается, в лучшем случае, в пределах Ветхого Завета. Здесь нет ничего специфически новозаветного.

Как говорит еще Иоанн Кассиан, но тоже не от себя, а от египетских отцов, которые его научили, Ветхий Завет предполагает заповеди, а заповеди – это как закон. Если ты их нарушишь, то ты подлежишь наказанию, если ты не нарушишь, то ты не подлежишь наказанию, но и только – тебе не причитается за это никакой награды. Ты не можешь пойти в какую-то инстанцию и сказать, что я не нарушил уголовный кодекс, дайте мне медаль.

А заповеди Нового Завета – это как раз то, за что бывает награда. Наградой является Царствие Небесное. Для этого надо делать что-то такое, что не требуется по заповедям, а что гораздо больше заповедей. Вкратце это перечислено сегодня. Об этом же говорят Деяния Павла и Феклы и тому подобные вещи, которых очень много в христианской агиографии, а не только этого самого раннего времени, когда речь идет об апостолах или их учениках, но совершенно любого времени, и все, что кажется не только немецкой, но, к сожалению, и русской профессуре, и не только ΧΙΧ века, но, к сожалению, и ΧΧΙ, несовместимым с христианством.

Дело совсем в другом: христианство несовместимо с жизнью в том смысле, в каком жизнь понимают обычные люди. Христианство открывает совершенно другую жизнь, она несовместима с той жизнью, которой и так все живут. Оно не для этого – оно имеет свои собственные цели, о которых сразу и говорит. А применительно к нормальной жизни – это, конечно, является смертью, о чем прямо говорит в посланиях к Римлянам апостол Павел: «мы, которые в Иисуса Христа крестились, в смерть Его крестились».

Если ты хочешь жить, а не умереть в житейском смысле, то тебе надо не в христианство, а куда-то совсем в другое место. А если в христианство, то тогда вот так.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)