Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы читали в Евангелии один из рассказов об исцелении расслабленного, и там была такая особенность. Когда Господь совершил это чудо, то многие люди стали благословлять Господа, давшему таковую власть человекам. Как ни посмотри, но это утверждение кажется довольно бессмысленным, потому что если мы знаем, что Господь Иисус Христос – это Сын Божий, Бог, — то из этого чуда совершенно не следует, что Бог что-то дал человекам.

Бог совершил чудо, но Он их и раньше совершал. Если мы считаем, что они этого не знали, поэтому и не имели основания так думать, то получается, что они просто говорят неправильно. Тогда опять же – зачем это принимать? И зачем это вообще тогда написано? Что здесь богодухновенного?

А вот то богодухновенно, что надо всегда смотреть глубже. Да, мы знаем, что в данном случае чудо сотворил Бог, но аналогичные чудеса Он дал человекам, и даже в Евангелии об этом говорится, что апостолы уже ходили и исцеляли, потому что Господь дал им эту власть. И в последующие времена мы знаем, что многие святые также эту власть имели. И хотя в данном случае люди, которые так говорили, ошибались, но, по сути, они не ошибались.

Так бывает, что буквальный смысл по какой-то причине оказывается ложным или  неприемлемым, или непонятным, или даже отсутствующим – бывают такие слова и выражения, в том числе и в Священном Писании. Есть, например, указание на то, что если тебя ударили по правой щеке, подставь левую. Но еще святыми отцами давно обсуждалось, что по правой щеке может ударить только левша. А почему тогда здесь сказано о правой щеке, а не о левой?

Потому что внимательный читатель – а все-таки Евангелие рассчитано не только на невнимательного, хотя на него тоже, потому что оно устроено так, чтобы любого зацепило при самом поверхностном восприятии, но оно рассчитано и на внимательного читателя, – будет думать, что это непростая ситуация. Надо разуметь под ударом по щеке и другие вещи, встречающиеся в нашей жизни, когда нас наказывают за что-то, в чем мы не виноваты. Но если мы примем это как наказание за то, в чем мы виноваты, но не были наказаны, то уже будет польза. Или как напоминание нам о том, что мы совершали что-то не то.

Вот, вкратце надо было об этом упомянуть, потому что мало кто понимает, как Евангелие доносит свои истины – зачастую они за каким-то внешним противоречием, и  в сегодняшнем рассказе мы тоже это узнали. Но сама истина об этой власти – власти творить чудесные исцеления — тоже не вполне понятна современному человеку.

Многие говорят христианам: вот у вас в Евангелии написано, что вы должны творить чудеса, но там написано не только про исцеления – про них, кстати, тоже, — а про то, что надо уметь сдвинуть гору в море, если вы просто верующие. Это критерий в вашем Евангелии, и если вы это сделать не можете, то вы, значит, сами неверующие.

Так, конечно, хорошо сказать, когда у верующих какие-то оскорбленные чувства. Тогда их можно спросить, веруют ли они в Евангелие. А если веруют, то пусть тогда двигают гору, а потом уже пусть говорят, что они верующие, и у них оскорбленные чувства. Это хороший прием, но по сути это не совсем правильно.

Потому что есть чудеса, которые, может быть, мы хотим совершить, но они все должны совершаться по воле Божией. Мы не хотим, чтобы была наша воля, которая отлична от воли Божией. И если мы хотим, чтобы была воля Божия, то и не удивительно, что в каких-то случаях будут совершаться чудеса.

Почему это является таким важным критерием веры? Разумеется, не потому, как это воспринимали бы язычники, в том числе наши современные язычники, не только древние. Они просто готовы служить сильному хозяину. Если ты показываешь силу, то они все равно ничего духовного не поймут, но они будут тебя уважать, перед тобой поклоняться.

Причем, неважно, какая это сила. Это может быть что-то, действительно, чудесное. А, может быть, просто люди прилетели на самолете и привезли аборигенам ящики с тушенкой (пример взят из жизни). Может быть вообще все, что угодно. Но, конечно, это все неправильное, все языческое. А как правильно? В каком случае чудеса являются критерием веры?

Я думаю, что каждый из нас, обращаясь к своей собственной биографии – я даже не говорю ни о ком из наших знакомых, хотя там было бы о чем поговорить, — может многое вспомнить. Может вспомнить какие-то для него достоверные вещи, когда были в его жизни совершенно неразрешимые ситуации, но они все-таки разрешались через обращение к Богу. И не просто обращение к Нему как к какому-то волшебнику или Деду Морозу, который может дать какой-то подарок, а как обращение к Богу, чтобы мне изменить свою жизнь. И не просто изменить, а изменить так, чтобы жить, наконец, с Богом.

Вот тогда – да, что-то и происходит. Это не значит, что мы таким образом избегаем скорбей, и сама жизнь земная Господа нашего Иисуса Христа показывает, что скорбей мы избежать не можем и не должны, раз Он Сам их не избегал, в том числе и смерти – мученической смерти.

Но это означает, что то, что действительно нужно для спасения нашей души – это совсем другие вещи, но в их число иногда входит и здравие, исцеление. Может быть, исцеление не себе, а кому-то. Многие святые очень тяжело болели всю жизнь, но успешно молились о здравии других людей. Даже нельзя сказать, что редко такое было среди святых – как раз часто, потому что им самим было полезно болеть, и они это знали.

И вот мы можем узнать, как происходит это вмешательство Бога в нашу жизнь. И непросто в нашу жизнь, а вообще в реальность — самую что ни на есть объективную, если можно так сказать. И вот кто это знает, тот становится верующим. Я замечаю, что такие люди понимают, зачем им Бог, зачем им Церковь, и что они потеряли бы, если бы от этого отказались.

А если человек просто считает, что раз Божие существование никто не опроверг, и вообще неплохо, если бы Он был, то он ничего плохого не делает, если следует этой религии. Даже хорошо живет, ходит в церковь, там ведь хорошо поют, приятное общество собирается, на душе становится спокойнее. Такие люди, может быть, симпатизируют вере, но они неверующие вообще. Это не атеисты, хотя атеисты – это тоже вера, а это люди в точном смысле этого слова неверующие.

Такие люди становятся христианами, но, конечно, отпадают при всяком гонении. Как только хождение в церковь становится дискомфортным или тем более опасным, как только оно перестает приносить какое-то душевное удовлетворение, потому что с кем-то там в храме поссорился, — «не хочу опять видеть эту рожу», например – такие люди перестают ходить. Они ведь идут за комфортом, а комфорта нет, так что же они будут ходить?

Но эта причина, связанная с неверием. Если есть вера, то ты всегда понимаешь, где это и как это — Бог. Ты понимаешь это не «вообще», а для себя. И именно через это ты стал верующим, через это ты пришел, от этого ты боишься оторваться, к этому ты хочешь возвращаться, и в этом ты хочешь возрастать.

Вот в этом смысле действительно благословен Бог, давший власть таковую человекам.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)