Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы совершаем очередной день памяти нашей преподобномученицы Елисаветы и мученицы Варвары и с ними пострадавших. Это происходит раз в году – такой уж у нас храмовый праздник, он совершается только в день их убиения, и этот же день знаменует очередной год существования нашего храма.
Практически летом началась наша самостоятельная церковная жизнь здесь, хотя это было 24 июня – день Варфоломея и Варнавы, и мы отдельно это празднуем, – но и память Елисаветы тоже особенный день. Поэтому мы, конечно, должны оглядываться на нее, а потом оглядываться на себя, а потом делать из этого правильные выводы.
Какие выводы правильные? Кто будет говорить, что все плохо – это выводы неправильные. Неутешительные выводы – всегда неправильные. Правильные выводы всегда бывают утешительные, но надо отличать правильное утешение от неправильного.
Одно дело посмотреть и сказать: «какой ужас, все плохо!». Это неутешительно. Другое дело сказать: «а ничего, Господь поможет». И это будет еще хуже, если так утешиться, потому что это преступное и греховное легкомыслие. А что надо сказать? Надо просто сказать, какие у нас стратегические цели, вспомнить их, и подумать о целях тактических – то есть о тех, которые мы достигать собираемся не вообще в жизни, а в данный момент.
Конечно, цели у каждого свои, потому что у каждого собственная биография, и каждый должен смотреть на себя. Об этом надо говорить и думать каждому в отдельности. А сейчас, как приход, мы тоже должны думать о каких-то тактических целях.
Самые практические цели, которые есть – это элементарное соблюдение церковной дисциплины… Нет, это слишком сильно сказано. Не церковной дисциплины, а двух-трех элементарных правил, взятых из этой церковной дисциплины. Например, не пропускать богослужение без крайней нужды. Я имею в виду праздничные богослужения, конечно, но к ним относятся все воскресные.
Не опаздывать на богослужения без нужды. Одно дело, если у кого-то маленькие дети – это понятно, или болезнь какая-то – это все бывает. Но кто-то ведь и без причин опаздывает, и получается, что у него тоже есть проблемы, только духовные. Вот за этим надо следить.
И так же надо соблюдать правило утренних и вечерних молитв, соблюдение постов в среду и пятницу, я уж не говорю про многодневные – это более очевидная вещь. Просто не надо смотреть на непостную пищу как на съедобную во время поста. Понятно, что бывают всякие больные – про них не говорю. Бывают дети – про них тоже не говорю. Я говорю сейчас только про стандартные случаи.
Но каждый может про себя подумать, что его случай нестандартный. Но есть что-то аналогичное для каждого, чтобы крепиться и не распускаться. Признаки распущенности – вот что надо удалять. Вот к чему я клоню. Признаки распущенности не очень просты: когда ты что-то такое нарушаешь, то ты спокойно мог бы этого не делать, но просто не осознаешь важности. Да, желательно соблюсти, но если нарушил, то как бы и ничего.
Это на самом деле опасно, от этого все разлагается дальше. Такой человек уже не поймет, что такое Божественные энергии, учение об Имени Божием. Хотя, конечно, может быть, запомнит на этот счет какой-нибудь лозунг.
А если человек необразованный, но следящий за дисциплиной, то он не сможет это понять на уровне изложений, но поймет это по сути. А именно это и важно для спасения, собственно. Все остальное тоже может быть важным, но напрямую для спасения – нет.
Вот будем стараться. Это же делала Елисавета. Она всего-навсего захотела быть христианкой и старалась использовать те возможности, которые у нее были. Первоначально это было лютеранство. В лютеранстве тоже есть какие-то возможности быть христианином, неполноценные. Она постаралась их использовать на очень много процентов, больше, чем на сто.
К чему это привело? К тому, что в лютеранстве ей открылось настоящее христианство. Это было не тогда, когда она переехала в Россию и вышла замуж за Сергея Николаевича, а гораздо позже – она долго присматривалась и не обращалась в православие.
Потом обратилась она в православие – и тут бы успокоиться. Очень многие люди ее круга и положения, да и просто любые другие люди начинали жить в свое удовольствие, но уже православными, разделяя господствующую религию новой страны — России. Но она не так жила.
Она стала стараться в православии найти место не то, которое стандартно и понятно, а то, которое приносит наибольшую пользу. Отсюда эта ее странная идея с Марфо-Мариинской обителью. Она ведь могла просто уйти в монастырь. Но она решила, что это будет стандартное и понятное решение, но не самое полезное.
И она с большим трудом — хотя, конечно, ей помогло ее положение, — нашла для себя такой статус, особый тип монашества, который по ведомству Синода проходит как не монашество, поэтому он не подчиняется, а перед Богом — монашество. И вот так она жила. А потом наступило удобное для спасения время, произошла революция, пришла потом советская власть – и дальше мы все знаем ее историю.
Вот если ты берешь то, что Господь тебе дает, стараешься взять все возможности быть христианином, то возможности увеличиваются. Но дальше все будет зависеть от тебя. Это очень наглядно на хрестоматийном примере – житии нашей преподобномученицы Елисаветы.
Аминь.