Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем праздник, который у нас уже более тысячи лет называется Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста, и главным днем которого является именно сегодняшний день – 14 сентября. Но сегодняшний праздник все равно имеет продолжение, попразднство, и вчера, то есть накануне, тоже был праздник, к нему относящийся.

А раньше вчерашний день был главный, а именно, праздник освящения иерусалимского храма Воскресения Христова, который был построен Константином и Еленой. И это был важнейший праздник, а так как рядом с храмом был мартирий, в котором хранился святой Крест, то на второй день был чин поклонения Кресту.

Но потом, как известно, арабы завоевали Иерусалим, хотя места эти оставались все равно доступными христианам – многие там жили, и паломники там тоже бывали, — все-таки стало там далеко не так, как раньше. Поэтому уже значение церкви Воскресения для Константинопольского патриархата стало поменьше, хотя все равно праздник этот совершался, как и у нас вчера, но не так, как в былое время. А главным стал теперь праздник Креста, то есть второй день прежнего литургического цикла.

Частицы Креста разошлись по всему миру, и в Константинополе тоже была частичка Честнаго и Животворящего Креста Господня. Что же сегодня мы празднуем прежде всего? Конечно, праздник этот похож на Пасху. Мы вспоминаем Крестные Страдания нашего Спасителя, и, в частности, об этом было евангельское чтение.

Главный праздник, когда мы вспоминаем именно Крестные Страдания нашего Спасителя, — это Великая Пятница. Но и сегодня у нас речь идет об этих страданиях, потому что через них нам всем явился Крест. И Крест послужил орудием этим страданиям, и также орудием прославления и спасения человеческого рода.

В одном из богослужений  мы обращаемся ко Кресту с такими словами: «к Тебе яко живу взываем смирении». Действительно, во всех песнопениях мы к нему обращаемся, как будто он одушевлен. Но ведь нет в православии такого учения, что Крест это какое-то отдельное живое существо. А почему мы тогда так обращаемся?

Вот некоторые люди не понимают этого.  И есть люди, которые считают, что, раз они этого не понимают, то все это неправильно, абсурд и суеверия. Бывает так, что если мы чего-то не понимаем, то это потому, что мы плохо знаем. А не знаем, потому что не хотим узнавать у святых отцов, которые это объясняют.

И надо, во-первых, доверять церковному Преданию, даже если его не понимаешь, а, во-вторых, надо стараться понять. Ничего такого здесь нет, чего нельзя было бы понять. А именно, почитание Креста, как объясняет нам и богослужение сегодняшнего праздника, началось раньше, чем Христос был на Нем распят.

Вообще в распятии Христовом не произошло ничего нового, кроме самого факта осуществившегося, а все детали того, что происходило до и после распятия, так или иначе были явлены в пророчествах заранее. Не всегда это были пророчества в простых словах, хотя и этого было тоже очень много, но это были и разные события священной истории.

Поэтому и Крест не мог не быть явлен раньше. И самое первое и явное Его явление было связано с Пасхой. А потом так же с Пасхой, когда пострадал Господь. И Пасха иудейская превратилась в то, чему она была только прообразом – Пасху христианскую, то есть Пасху Воскресения.

А как был явлен Крест во время Пасхи той, которая была в Египте, когда выходили из Египта? Тогда были язвы египетские, и ангел-губитель проходил дома египтян, где поражал каждого первенца. А для того, чтобы не были поражены дома народа Израильского, было сказано, что кровью пасхального агнца, которого надо было закласть еще вечером, на верхней перекладине двери изобразить знак – еврейскую букву «тав».

Это та буква семитского алфавита, из которого произошла русская «т», только она изображалась в виде креста. Это была последняя буква алфавита. Когда Господь в Апокалипсисе говорит: «Аз есмь Альфа и Омега», — то это перевод с еврейского «Аз есмь Алеф и Тав», то есть первая и последняя буква алфавита.

Итак, последняя буква алфавита, которая изображалась в древнем еврейском письме в виде креста, и стала тем знаком в истории Исхода, который начертавался кровью агнца, и который защищал от ангела-губителя тех, кто должен был перейти через Чермное море. Таким образом, это был знак спасения.

Об этом так же вспоминает и Иезекииль, где также говорится, в том числе и в нашем греческом переводе,  что это была буква «Тав», а не просто «знак» («знаком» называется «тав» в нашем греческом переводе книги Исход). Вот когда явился этот знак — знамение Креста. А потом уже, во время страданий Господа, по-другому явился этот знак, сделанный из дерева, и был сам уже омыт кровью Агнца, пролитой на Кресте. Христос – это жертвенный Агнец Божий и пасхальный агнец. В самом начале Евангелия от Иоанна  говорит Предтеча народу и ученикам: «Се Агнец Божий».

Вот такое значение имеет Крест. Но какое же это тогда значение? Это значение Имени Божия.

Когда мы обращаемся к Кресту, мы обращаемся не к деревянному предмету или просто к какому-то символу. Например, мы к Символу Веры не обращаемся, и не говорим, например, «Икона Пресвятой Богородицы, спаси нас». Мы говорим: «Персвятая Богородица, спаси нас», — хотя и можем обращаться к Богородице через иконы.

Так же, когда мы имеем перед собой материальный образ Креста, и мы к Нему обращаемся, то мы обращаемся не к Нему, а через Него. Он является самым первым и ясным выражением Имени Божия. Все остальное, что благословляется, все священные символы благословляются Крестом, который начертавается на них или просто знаменуется. Так может не только священник, но и мирянин что-то благословить. Как он будет это делать? Он обязательно изобразит Крест.

Это и есть самое первое выражение Имени Божия. И одна буква этого Имени – «Тав» — обозначает «омегу», если переводить на греческий, которая изображается как Крест, и изображалась на порогах еврейских домов и означала спасение, а потом уже стала не временным спасением, а вечным в Страстную Пятницу.

Вот почему мы обращаемся ко Кресту. Вот почему мы почитаем Крест сам по себе. Вот почему у нас появился такой праздник в честь того самого Креста, на котором Господь был распят. А теперь мы, если хотим быть христианами, всегда имеем на себе крест. И когда призывается человек к крещению, то сначала на нем неоднократно знаменуется Крест – священник его благословляет крестообразно, потом елеем знаменуют на нем крест, потом он трижды погружается в купель, выходит из нее, и миром затем так же знаменуется крест на нем.

Это и есть призывание Имени Божия, это и есть знаменование человека Именем Божиим. Это же происходит в монашестве с тем, кто туда доходит, при постриге. И это то, что должно быть у нас внутри, а не только внешне. То, что к нам приходит извне таким способом, приходит для того, чтобы это у нас закрепилось внутри. А это тогда происходит, когда мы взываем к Богу. И Имя Божие в этом нам самое большое подспорье.

Аминь.