Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня Господь вознесся от земли на небо.

А что это означает? Обычно мы понимаем это так, что Господь перестал ходить по земле, являться ученикам и оставил их телесно для того, чтобы послать Святого Духа. Но обычно мы не понимаем, куда это Вознесение, хотя ведь очень ясно объясняется.

Для людей того времени было очень ясным указанием в Евангелии на двух ангелов, а в богослужении еще больше говорится о всей библейской подоплеке из того, что происходило, словами псалма: “Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная”.

Господь проходит небеса, которые последовательно открываются, и каждое небо соответствует разным иерархиям, там находящимся. Нечто подобное произойдет в Успение Богородицы, когда тоже откроются небеса.

Основной случай, когда они так открылись, — именно Вознесение Господне, а в Ветхом Завете основной такой случай был, когда Моисей взошел на Синай. Ему открылись небеса, когда он стоял на вершине горы, и через посредство ангельских иерархий ему был дарован Закон, и он увидел то, что на этих небесах происходит. И по образцу небесной скинии, Небесного Храма, которую он увидел, — а небеса – это именно Небесный Храм, — он создал ту скинию, которую Господь повелел ему создать по этому образцу. Так была создана Скиния Свидения еще в Ветхом Завете.

И теперь Господь тоже входит в этот Храм, который духовно является не чем иным, как самим же Богом, потому что Бог – это Сам Свой собственный Храм. Но теперь Он в Плоти входит в Свой собственный Храм и открывает Небеса для того, чтобы мы могли видеть и слышать, знать, куда нам тоже надлежит пойти и, более того, где мы и находимся.

Ведь если в момент Вознесения было от учеников еще скрыто то, что находится за пределами этого облака, взявшего Господа – облаком обозначается, мы знаем, слава Господня, она же нетварный Свет, но облако препятствует видеть мрак не преображенным очам, — то по даровании Святого Духа, созидании Церкви на земле, когда все уже истинно верующие пришли и стали Телом Христовым, тогда, когда достигли уже обожения святые Нового Завета, в том числе и ученики, которые тут стояли, и не видели, куда Господь возносится, то они сами же смогли сказать, как говорит апостол Павел, что “жизнь наша сокрыта со Христом в Боге”. Но закрыта, конечно, не от нас самих, а от тех, кто смотрит снаружи, но, может быть, и от нас самих, если мы сами смотрим на свою жизнь снаружи, если мы сами пребываем не в жизни, ав смерти.

Вот о чем говорит нам сегодняшний праздник, если смотреть догматически. А если смотреть аскетически, то тоже понятно, о чем он нам говорит, и даже гораздо понятнее. Мы должны помнить, что Господь присутствует всегда, хотя нам может в какой-то момент казаться, что мы одни, и присутствуют все эти ангельские иерархии, на глазах которых мы совершаем каждое наше действие, и вместе с которыми мы совершаем действие, если оно по воле Божией. А если, наоборот, против воли Божией совершаем какое-то действие, значит, вопреки тому, что нам хотят подсказать, в чем хотят помочь все эти ангельские силы, которые на нас смотрят.

И вот так получается, что жизнь христианина становится совершенно иной, нежели жизнь нормального, что называется, человека. Если смотреть со стороны, то все вроде одинаковое. Вот стоит один человек-христианин, другой человек-нехристианин – и каждый из них предоставлен сам себе, если смотреть внешне, не понимая ничего духовного. Каждый как-то борется за то, за что он хочет. За что – это уже другой вопрос.

Но если христианин, то он уже не один на самом деле. Он окружен бесчисленными ангельскими силами, потому что жизнь его сокрыта со Христом в Боге. Самое главное – он сам пребывает в Теле Христовом, которое вознеслось на Небо и сидит одесную Бога-Отца, и в котором тоже он находится, если он христианин. Поэтому у него совершенно другие задачи, другие способы их решения.

Человек, который нехристианин, ничего этого не знает, не видит, а интуитивно какими-то своими действиями тоже к этому стремится. Не надо думать, что все плохо в нехристианстве, потому что если б это было так, то ни один человек не смог бы стать христианином. Конечно, благодать Божия действует, и ангельские силы тоже действуют на всех людей, стремясь привести к спасению. С другой стороны – другие желания стремятся к противоположному, противоборствуют, и человек сам не понимает, почему такое сопротивление вызывают какие-то его жизненные планы и попытки что-то делать, тем более, если он думает, что ничего вроде плохого и криминального он не хочет.

А в чем дело? Дело в том, что надо остановиться и подумать: для чего это я делаю? Потому что все, что мы делаем в жизни земной, все цели, которые мы себе ставим и должны ставить, и в этом нет ничего плохого, —это все суть не цели, а средство. Если это цели, то это цели промежуточные. А если мы считаем, что вот я сделаю то и то, и после этого заживу счастливо, как очень часто люди думают, что они заработают много денег, нарожают много детей, женятся много раз – тут разные бывают вкусы, — то когда такие цели достигаются, оказывается, что там все не так.

Вот достиг, а удовлетворения нет, и не знаешь, что с этим делать. Если это ощущение приходит не сразу, то вскоре. Многие, конечно, цели оказываются для человека недостижимыми по объективным и субъективным причинам. Но мы должны понимать, что все цели – это только наше упражнение для Царствия Небесного.

То есть надо смотреть не на то, что достигну ли я на самом деле цели – в духовном смысле это неважно, а важно, что я буду делать в процессе ее достижения. Будет ли мне это помогать стяжать Царство Небесное? Будет мне это помогать меньше грешить, иметь память Божию? Или это будет мешать? И в зависимости от этого надо выбирать тактические цели, а все земные цели являются тактическими, потому что стратегическая одна – Царствие Небесное. А также надо выбирать методы, которые должны этим целям соответствовать.

Поэтому сегодняшний праздник, воспоминаемое сегодня событие, которое отверзает небеса для человеческой природы, должно нам лишний раз напоминать о том, что всегда с нами. Не о том, что по временам бывает с нами, а по временам отнимается, а о том, что именно всегда с нами, если мы чада истинной Церкви.

Аминь.