Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы почти завершаем Светлую седмицу. Что такое Светлая седмица? К сожалению, многие не понимают, что это такое. Понятно, что это самые праздничные дни, самые главные дни праздника Пасхи; как говорят святые отцы, семь этих дней составляют как бы один день. Но что дальше? Что с этим великим праздником нужно делать?

В народе бытуют самые дикие суеверия на этот счет: надо обжираться и напиваться. Отношение к Церкви падает не только ниже того уровня, который был до начала Великого поста, а вообще в какую-то жуткую яму. Но Церковь нам говорит совершенно другое.

Есть Правило VI Вселенского собора, кажется, 66-е, которое приписывает всем, особенно подчеркивая, что в том числе и мирянам, причащаться Святых Христовых Тайн, готовиться именно в Светлую Седмицу. Речь не идет о первом дне Пасхи, потому что никто не может помыслить, чтобы в Пасху не причаститься. Мы все обязаны причащаться также и на Светлой седмице, и для этого надо готовиться, конечно.

Опять же, существует суеверное представление, будто бы готовиться к причастию — это поститься. Это совершеннейший абсурд. Готовиться надо разными способами. Когда это полезно, то можно и поститься, но в Светлую седмицу это было бы прямым нарушением устава, так как поститься запрещено.

В любом случае, и когда запрещено, и когда разрешено, поститься — это не цель, а средство, необязательное средство подготовки к причастию. А подготовка к причастию — это, прежде всего, молитвенный и покаянный настрой. Мы должны каяться и должны молиться.

Что касается молитвенного настроя в праздник, то если не лицемерить, то понятно, что должен он быть. Но вот некоторые говорят, что как же это каяться, когда надо радоваться. Но если человек думает, что в праздник, когда положено радоваться, он не может каяться, то тогда ему вообще не надо праздновать никакие праздники никогда, потому что когда христианин не может каяться, то он просто отпадает от Церкви.

Надо всегда каяться — и в праздники, и в посты. Просто надо по-разному это делать и разными вспомогательными средствами, которые Церковь нам предлагает, пользоваться. В посты — это пост, а в праздники — это сам праздник. Праздничное и такое радостное богослужение — тоже средство для покаяния. Мы видим благодеяния Божии, которые нам оказываются и всему человеческому роду оказываются, и соответственно этим благодеяниям мы должны хотеть исправляться.

Мы понимаем, что приемлем недостойно, и что достойно, может быть, и не получится, но, по крайней мере, хоть как-то исправляться мы можем и должны. И должны ради этого молиться Богу. В этом важнейший смысл, пусть не единственный, но важнейший, нашей праздничной молитвы. Поэтому праздник не составляет никакого препятствия к тому, чтобы каяться и готовиться к причастию. Мы это должны делать.

Это все хорошо, но в этом году у нас уже закончилась Светлая седмица. Что же нам делать дальше? Дальше нам надо постараться получше помнить состояние и молитвенное настроение, которое у нас было на праздникПасхи и на Светлой седмице. Напоминать нам об этом будет еще праздничное богослужение в течение сорока дней Пасхи и дальнейшие богослужения, которые будут до Троицы включительно. Это тоже средства для того, чтобы нам закрепить наши воспоминания о молитвенном настроении на весь следующий год.

Как мы из поста на весь год должны унести свое покаянное и молитвенное настроение, так же мы должны унести покаянное и молитвенное настроение и из праздников. Надо все время быть с Богом. Для этого служат и праздники, и посты, и великие праздничные дни, которые сейчас уже кончаются, но продолжаются другие праздничные дни, тоже весьма великие. Всегда надо радоваться — и тому, что есть праздники, и тому, что есть пост, и тому, что нет ни того, ни другого.

Чему радоваться тогда, когда праздники заканчиваются? Тому, что мы можем внутри себя удержать и праздники, и посты. Если это не получается, то надо просить Бога, и в какой-то степени это обязательно будет получаться.

Аминь.