Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Успение — самый главный в году праздник, посвященный Божией Матери; во время Успения Божия Матерь была как Ковчег Завета в ветхозаветной Скинии, и вместо скинии тварной открылось само небо; этот праздник показывает нам, как устроена наша Церковь; наше служение церковное, которое не символизируется, а просто открывается собранием всего Неба во время Успения, не может закончиться; оно заканчивается для тех, кто отпадает от Церкви; предстояние перед Престолом Божиим вместе с Иисусом Христом — самое главное, что мы делаем в каждый момент нашей жизни; мы не должны впадать в безразличие, махать рукой на свое христианство от своих грехов, мы должны делать со своей стороны то, что касается нас, тогда Господь сделает то, что касается Его; христианская жизнь начинается тогда, когда имеется память Божия.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы празднуем Успение Пресвятой Богородицы. Это очень большой праздник потому, что он самый главный в году праздник, посвященный Божией Матери. Это верно относительно всех святых, и относительно Божией Матери: их главный праздник — день преставления от земли на небо. Все остальные праздники, а их много, имеют меньшую важность сравнительно с этим.

Кроме того, что мы сегодня празднуем Успение Божией Матери как факт последнего дня Ее жизни и преставления Ее от земли на небо, мыпразднуем и другие события, которыми сопровождалось Успение Божией Матери. Об этих событиях говорит сегодняшняя служба. Например, об этом говорит красивый седален, который пели сегодня: “Апостоли от конец, совокупльшеся зде…” (“Апостолы со всех концов земли, собравшиеся сейчас здесь…”).

Это собрание всей Церкви – земной и Небесной, — которая вся соединилась в служении у одра Божией Матери. В это время Божия Матерь была как Ковчег Завета в ветхозаветной Скинии, и вместо скинии тварной открылось само Небо. Открылось Небо – и были видны ангельские иерархии, все святые, которые там находились, и Сам Господь Иисус Христос пришел взять душу Божией Матери.

Вот это собрание всей Церкви, апостолов, которые чудесным образом собрались к одру Божией Матери, всего Неба, всех ангелов, всех небесных сил, которые открылись таким образом, чтобы апостолы могли видеть, – и есть то собрание, которое являет собой Церковь. Поэтому можно сказать, что сегодняшний день показывает нам, как устроена наша Церковь, и что такое Церковь не только в день Успения Божией Матери, а что такое она всегда.

Действительно, мы говорим, что Церковь – это Тело Христово. Это мы правильно говорим вслед за апостолом Павлом. Но это еще не объясняет нам, как она устроена, потому что Тело имеет Свою анатомию и физиологию. Это можно применить к Церкви как к Телу Христову. И вот в общих чертах мы видим это сегодня: это единство апостолов, собравшихся вокруг Божией Матери, и тех, кто вместе с апостолами проповедовал, и тех, кто преставился от земли на небо уже, и небесных сил, которые всегда были бесплотными. Вот все они собираются в нашем служении.

Действительно, когда мы просто в Церкви собираемся на службу, то то же самое говорится в любой херувимской песне. Бывают разные тексты херувимской песни, которые по уставу в разных богослужених различны, но суть у них всегда одна, и в одном из песнопений она выражена словами: “Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат”. Вот в такой Церкви мы пребываем, в такой собираемся на служение, а на служение Евхаристии прежде всего.

Но в чем особенность этой Церкви в сравнении, например, с ветхозаветным храмом? В ветхозаветный храм люди приходили и оттуда уходили. Когда богослужение не совершалось, то оно и в самом деле не совершалось. Богослужение имело символический характер, потому оно могло и переставать совершаться.

У нас в Новом Завете есть тоже элементы Ветхого. И поэтому когда мы просто приходим в храм, то мы приходим к нему так же, как и в Ветхом Завете это делали, – приходим и уходим. Вот сейчас мы собрались на церковное собрание, и скоро оно закончится – мы пойдем домой и больше на нем не будем. Но наше служение церковное, которое не символизируется, а просто открывается сегодняшним собранием, — другое.

Оно не может просто закончиться, а потом опять начаться. Оно непрестанное, поэтому апостол говорит: “Непрестанно молитеся”. От него можно только отпасть — оно заканчивается для тех, кто отпадает от Церкви. Впрочем, и они, если они не умерли, могут покаяться и опять вернуться в Церковь. Но служение это происходит всегда. Мы либо всегда участвуем в этом служении, либо отпадаем от него своими грехами.

И вот получается, что ведь совсем иначе должен жить человек, если он понимает, что он в каждый данный момент, — не только в тот момент, когда он пришел в церковь, а и в повседневной своей жизни, — главное, чем он занимается в данный момент – это сослужение с ангелами, с апостолами, со всеми святыми и предстояние перед Престолом Божиим вместе с Иисусом Христом. Это самое главное, что мы делаем в каждый момент нашей жизни.

Естественно, что с такой мыслью о том, что мы делаем, с непрестанной памятью Божиею, которую предлагает христианство, мы будем несколько иначе подходить к своим другим делам. Нам просто многих вещей не захочется делать, к которым нас так тянет. С другой стороны, будет больше сил и бодрости для того, чтобы делать то, что необходимо.

Что же делать, если, как часто бывает, мы себя ловим на том, что мы все это забыли, от всего этого отпали? Здесь ответ очень простой: надо вспомнить, покаяться сначала мысленно, а потом на исповеди, когда будет случай, и начать заново. Но на это опять кто-нибудь опытный возразит: я так делал сто раз и ничего не помогает.

Но пока ты, действительно, делаешь сто раз, и для тебя ответ “ничего не помогает” является основанием для того, чтобы переставать делать, то тогда, в самом деле, пока что не помогает. Но это не значит, что не поможет. А поможет тогда, когда никакие срывы, никакие собственные неудачи, а, говоря по-христиански, никакие собственные грехи, —потому что в христианстве может быть только одна неудача – это грех, — нас не должны обескураживать.

Мы не должны впадать в какое-то безразличие, махать рукой на свое христианство от своих грехов, а,с другой стороны, мы не должны впадать и в другого рода безразличие – что грехи все время есть, и что это ничего. Нет, надо понимать, что это “чего”, что это плохо, и с этим надо бороться. А уж когда будет облегчение, в какой степени и какое от этих грехов – это от нас уже тогда не зависит, если мы со своей стороны все делаем.

Будет так, как Господь сочтет полезным. Нас это не касается – мы должны делать со своей стороны то, что касается нас, то, что мы можем, и быть уверенным, что Господь со Своей стороны делает, будет делать и, главное, уже сделал все, что касается Его. Тогда наша жизнь будет христианской.

Если же она будет другая, то совершенно независимо от того, в какую церковь мы ходим, насколько она истинна, даже независимо от того, какие мы соблюдаем обряды, и даже независимо от того, насколько мы воздерживаемся от грубых грехов, наша жизнь христианской не будет.

Христианская жизнь начинается тогда, когда имеется память Божия. В этом же она и состоит – чтобы участвовать в том сослужении, которое постоянно открывается в нашем литургическом собрании, и особенно открылось особым образом для всей Церкви в сегодняшний день Успения Богоматери.

Аминь.