Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Праздник для православных христиан, особенно русских, согласно известному обычаю, — это время самых больших искушений, когда нужно приложить много усилий, чтобы не напиться на праздник и не изгадить весь пост; первое и главное – не напиваться, а второе – не объедаться; когда мы что-то делаем, если мы православные христиане, мы должны задавать себе вопрос: а что я из этого вынесу?; для того, чтобы это праздничное наше настроение сохранилось, его надо держать внутри — надо поместить внутрь себя нашу молитву на Пасху, пасхальную праздничную радость; для этого мы должны продолжать внутренним образом поститься всегда; “поститься духовно” значит всегда себя спрашивать: для чего мне нужно то или другое; когда мы перестаем поститься и духовно, радость праздника заменяется радостью винопития и объедения.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

Милостью Божией мы в этом году дожили до праздника Пасхи. Постились Великим постом и теперь вот достигли этого Праздника. Наверное, для большинства из нас это уже не первый раз в жизни, что мы достигаем этого праздника. А что толку? — надо себя спросить.

Я уж не буду говорить, что праздник для православных христиан, особенно русских, согласно известному обычаю, — это время самых больших искушений. Чтобы не напиться на праздник и не изгадить весь пост, если вообще было, что изгадить, — для этого надо иметь специальную тренировку.

Я позволю себе напомнить, что обычно православные христиане примерно представляют, сколько они вмещают алкоголя. А почему дальше все так нехорошо получается? Потому что потом кажется, что мало. Или даже не кажется, но все равно что-то приносят. Таким образом, первоначальные оценки оказываются отброшенными, а потом отбрасывается и сознание, и человеческий облик. Это называется у нас праздник.

Вот этого, конечно, не надо. Поэтому всячески прошу, молю и, употреблю не совсем православное слово, заклинаю, чтобы кто сколько решил, никогда не пил больше. Особенно вот сейчас, на праздники. Если пришли новые гости с новыми запасами, то это не значит, что нельзя их обидеть тем, что эти запасы не пить. Можно их обидеть. Лучше их обидеть, чем Бога обидеть и себя обидеть.

Это очень важно. Конечно, это элементарное требование, но поскольку оно нарушается, то о нем надо говорить хотя бы первую тысячу раз. А потом придут новые люди, и им надо будет еще тысячу раз сказать. Поэтому об этом надо говорить всегда. Вот это, конечно, первое и главное – не напиваться. А второе – не объедаться, это тоже довольно важно.

Сейчас уже во всех больницах приготовились лечить всякие непроходимости кишечника и так далее. Мне знакомые врачи говорят, чем они занимаются, и какие к каким праздникам у них идут больные. Сейчас пойдут старушки, объевшиеся яйцами и тому подобным. И не только старушки. Понятно, что не все доезжают до скорой помощи – я не хочу сказать, что остальные умерли, — но, по крайней мере, потом начинаются тяжелые дни, особенно первые дни после окончания поста. Те, для кого они не заканчиваются скорой помощью, все равно имеют, что вспомнить.

Конечно, если человеку самому не жалко своего здоровья, то это, в принципе, его дело. Я не хочу вмешиваться ни в чье свободное волевое решение. Но если человек хочет быть православным, то я осмелюсь предположить, что это ему будет мешать. Тогда лучше и заранее понять, что не надо набрасываться на такую пищу, которую давно не ели. Ее надо поесть немножко, потом еще немножко, может быть чуть больше, но умеренно.

Я хотел сказать о чем-то более тонком – сейчас об этом и скажу, но начать пришлось с самого грубого, потому что, к сожалению, до тонкого обычно никто не доживает, а все уже кончается где-то здесь. Но вот если все-таки кто-то доживет, не напьется, не объестся или, по крайней мере, как-то очнется после этого состояния, то тогда возникнет следующий вопрос.

Вот отпраздновали мы Пасху. Особенно хорошо праздновать в первый день, пока еще не поели и не выпили. А вот что толку все-таки? Предположим, что у нас и дальше будут сохраняться какие-то элементы сознания. А вот что с ними делать? Куда деть этот Праздник, Пасху? Как сделать так, чтобы это нас меняло?

А задача ведь такая: если мы что-то делаем в церкви, все равно что – постимся, празднуем, — или даже не в церкви делаем что-то, но с христианской целью, то всегда надо ясно понимать, что мы должны делать что-то такое, что у нас останется. Строго говоря, вообще, когда мы что-то делаем, если мы православные христиане, мы должны задавать себе вопрос: а что я из этого вынесу?

Если, скажем, я просто пойду, поглазею, получу какие-то впечатления-ощущения, и все потом забуду, то это ясно означает, что туда мне не надо и ходить. Это занятие бесполезное, а на самом деле вредное. А вот если я понимаю, что я посмотрю там на что-то, и это будет мне для чего-то полезно, хотя бы для работы, а может быть, меня это как-то изменит, я там помолюсь у святыни, тогда уже другое дело. Тогда уже можно дальше думать, что может быть мне туда и пойти надо.

И вот что же мы можем вынести с собой из празднования Пасхи? Для того, чтобы это праздничное наше настроение сохранилось, его надо держать внутри. Вот когда мы несем на улице огонь, и если мы его несем открыто, идем просто со свечей, то наверняка его ветер рано или поздно задует. Даже в такую тихую погоду, как сейчас, тоже все-таки задувало.

Для того, чтобы свечу уж точно не задувало, ее ставят в фонарь. Вот как впереди крестного хода несут фонарь, где стеклами ограждена та же самая свеча, поэтому ее не задувает. Поэтому если мы хотим удержать в себе праздник Пасхи, то надо нести этот свет как бы в фонаре, то есть надо чем-то таким его отгородить. А чем же его отгородить?

А вот Великий пост для того нам был нужен, для того он нам давался, чтобы объяснить на практике, — потому что на словах такие вещи никто не понимает, даже образованные и умные, — чем же действительно можно оградить его. Это надо поместить внутрь себя, нашу молитву на Пасху, пасхальную праздничную радость. Если она будет внутри, то она сохранится.

Но для того, чтоб она была внутри, мы должны ее оградить и должны ее сохранять, то есть сохранить свой внутренний мир. Для этого мы должны продолжать внутренним образом поститься всегда. Пост Великий нам дается для того, чтобы в качестве временного телесного воздержания— это временное упражнение, пусть и ежегодное, — мы научились умственному воздержанию, духовному воздержанию, не временному, а постоянному. Потому что если телесно мы должны поститься периодически, а потом не поститься, то духовно мы должны поститься совершенно всегда. Временный пост служит нам только для того, чтобы нас этому научить.

А что такое “поститься духовно”? Что значит поститься и сейчас в праздник Пасхи, и вообще в любой праздник, потому что “всегда” – это есть всегда? Что значит “поститься духовно”? Значит всегда себя спрашивать: для чего мне нужно то или другое. Если есть нормальный и христианский ответ на этот вопрос, тогда да, тогда это, действительно, нужно, скорее всего. Может быть, мы ошибаемся, но, скорее всего, нужно, по крайней мере, можно попробовать это сделать.

Если же этого ответа нет, нет, по крайней мере, ясного ответа, а тем более, если есть ясный ответ, что это для чего-то нехристианского, ненужного, то тогда ясно, что это плохо, и не надо этим заниматься.

Именно из-за того, что мы сразу в праздник расслабляемся, перестаем поститься не только телесно, как это и положено, но и перестаем поститься и духовно, как вот мы должны были бы все равно поститься, то тогда, конечно, и радость праздника заменяется радостью винопития и объедения. А это, как всякий грех, приносит то, что приносят рожцы, которыми питался блудный сын.

То есть мы тут же уходим на страну далече, и переходим к свинскому образу своего жития. Понятно потом, что мы отпраздновали праздник так, что это только нам во вред послужило. Потому что в Великом посту мы, может быть, еще каких-то рамок держались, а уже после перестаем.

Поэтому я совсем не успел сказать о том, что же мы сегодня празднуем. Я надеюсь, что каждый какое-то представление об этом имеет. В конце концов, мы сейчас слышали богослужение, где все время говорилось о том, что именно мы сегодня празднуем. Поэтому я позволил себе только по методологии высказаться, как нам праздновать и как нам не праздновать. Мы все понимаем, что празднуем, но давайте еще не забывать как.

Аминь.