Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Евангелие от Иоанна насыщено высоким богословием. Многие современные верующие, даже православные, считают, что такое богословие не нужно для христианской жизни. Но “без веры невозможно угодить Богу” — без веры не какой угодно, а именно православной; поэтому догматика важна. В наше время самый большой соблазн — наличие церквей по виду православных, а по вере еретических. Если мы будем безразличны к догматике, то Господь нам скажет: “изблевати тя из уст Моих имам”. Надо изучать свою веру и понимать, чем православие отличается от экуменизма.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Это один из Апостолов и один из четырех Евангелистов, который получил в Церкви прозвание Богослова. Потому что Евангелие, написанное им, действительно содержит самые высокие богословские истины, и именно в этом Евангелии, в самом начале, говорится о том, что Христос является предвечным Словом Божиим — именно с этого начинается Евангелие от Иоанна. И вообще содержание этого Евангелия насыщено богословием. Там сказано, что Христос есть “хлеб, сшедый с небесе” и многие другие подобные вещи. Многие современные люди, которые считают, что жить по Евангелию — значит исполнять какие-то моральные заповеди, — они не понимают, зачем нужно такое богословие. Они считают, что это в лучшем случае какие-то украшения, которые, конечно, может быть, на чей-то вкус и красивы, но в общем и целом они не нужны. И протестанты тоже так относятся к христианскому богословию, но это еще полбеды; к сожалению, и православные очень часто относятся к этому богословию именно так. Мы начинаем забывать, что “без веры невозможно угодить Богу”, как говорит другой апостол.

Но какой должна быть вера? Не какой угодно, потому что “и бесы веруют и трепещут”, как говорит апостол Иаков, а отсюда очевидно, что не всякая вера спасительна, потому что какая-то вера есть и у бесов, но она явно не спасительна, хотя она и истинна. А тем более не спасительна вера во что-то такое, чего на самом деле нет. Поэтому, конечно, та вера, без которой невозможно угодить Богу, которая нам действительно нужна и содержание которой раскрывается в богословии, это именно та вера, которая открыта Богом, которой научил Сам Бог. И поэтому так важно держаться догматической истины православия. И это, к сожалению, нам приходится напоминать даже и в том случае, если мы находимся в Православной Церкви. Потому что хоть мы и находимся в Церкви, вокруг нас окружают всякие соблазны. И к сожалению, самый большой соблазн, который существует, — это огромное количество так называемых церквей, которые сами себя тоже называют православными, в которых такое же богослужение и обряды, как в настоящей Православной Церкви, и поэтому внешнего отличия практически никакого нет; но на самом деле там содержится другая вера. И самое главное искажение веры, которое существует в экуменических церквах так называемого “мирового православия”, одной из которых является Московская патриархия, — это неверие в сам тот факт, что Церковь содержит богооткровенную истину, в то, что отпадающие от богооткровенного учения отпадают и от Церкви. Экуменисты не только отпадают от Церкви, относятся к догматическому содержанию веры как к чему-то второстепенному, но даже и вообще не верят, что это важно. Поэтому люди, приходящие в церкви “мирового православия”, к сожалению, не успевая стать православными, уже отпадают и даже не чувствуют и не понимают этого. Потому что быт и богослужение у них такие же, как у православных, а глубже они не смотрят. Конечно, на самом деле быт и даже православный богослужебный обряд еще совсем не гарантирует того, что мы станем православными.

И вот поэтому нам надо держаться очень осторожно. “Блюдите, како опасно ходите”, — говорит апостол Павел, и это применимо к нам во многих отношениях, но в первую очередь, именно в первую, а не во вторую, в отношении того, чтобы мы хранили православную веру. Потому что если мы действительно хотим идти путем Апостолов, быть там, куда пришел и куда ведет за собой христиан апостол и евангелист Иоанн Богослов, мы не должны безразлично относиться к тому, в какую церковь ходить, лишь бы она называлась христианской. И наша разборчивость в этом отношении не должна останавливаться на том, чтобы в церкви был православный обряд, потому что в Православной Церкви бывали разные обряды. Мы должны смотреть, чтобы в Церкви были православные епископы, исповедующие православную веру, не экуменисты. И поэтому у нас и оказывается такое расхождение с Московской патриархией, и мы не можем с ней быть в единении, потому что, к сожалению, тамошние епископы и даже многие священники все, и на соборах, и частным образом (хотя бы уже тем, что они все в общении друг с другом и другими экуменическим церквами) исповедуют ересь экуменизма. Поэтому ничего хорошего не будет, если мы туда пойдем. Если же мы будем безразлично ходить и туда, и сюда, то в конце концов Господь нам скажет: поскольку ты был безразличен, “теплохладен”, то “изблевати тя из уст Моих имам”, как Он говорит в Апокалипсисе. И вот, хорошо бы, чтобы с нами такого не случилось.

Поэтому будем держать и изучать православную веру. Особенно будем изучать те ее аспекты, которые важны сегодня, те, которые попираются большинством так называемых христиан в современном обществе. Поэтому мы должны стараться понять, что отличает православие от экуменизма. Если мы этого знать не будем, то, к сожалению, очень маловероятно, что мы убережемся от падения в ересь. Господь да подаст нам, молитвами святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и всех прочих апостолов и всех святых, держаться их веры — а эта вера православная, которая называется верой апостольской, про которую говорится, что она “вселенную утвердила”. Аминь.