Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Сегодня последний день празднования Пасхи. Нельзя праздновать воскресения, не помня о смерти, а память о смерти означает и память об уже усопших. Главное в поминовении усопших — не просто подавать записки, а причащаться на заупокойных литургиях.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодняшний день, суббота перед днем Святой Троицы или седьмая суббота после Пасхи, этот день называется Вселенской родительской субботой. Всего таких дней только два в году, два самых главных дня поминовения усопших, хотя есть и другие менее важные дни, когда Церковь специально совершает поминовение усопших. И обе эти субботы связаны с Пасхой: одна бывает примерно за 50 дней до Пасхи, и другая через 50 дней после Пасхи, т.е. сегодня. Более того, сегодня как раз последний день пасхальных праздников. Хотя мы сейчас празднуем Пасху формально только до отдания Пасхи перед праздником Вознесения, празднование которого закончилось вчера, а сегодня особый день — Родительская суббота, — но в принципе праздничный период это все 50 дней между Пасхой и Пятидесятницей, и последний день пасхального празднования еще ощущается в сегодняшнем богослужении. Мы совершили его без сокращений, и поэтому можно было услышать, что сегодня дочитывались Деяния Апостольские, которые начинают читать как раз на Пасху, и сегодняшнее главное из двух евангельских чтений было не об умерших, а о воскресении Христовом. Потому что праздник Воскресения Христова — это праздник и наших усопших, поскольку с Пасхой всегда связано поминовение усопших и мы их поминаем, и поскольку никакое воскресение невозможно там, где не было смерти. И потому праздник Воскресения — это праздник смерти, но смерти христианской. И как главная суббота в году — Великая Суббота — это день, когда совершается память смерти Христа, так во образ этой субботы существуют все остальные субботы, прежде всего Вселенские родительские. И вот, сегодня суббота накануне великого праздника Пятидесятницы, совершается в образ Великой Субботы накануне праздника Пасхи.

Завтра, в день Пятидесятницы, исполняется то обетование, которое получили ученики после Воскресения Христова, получив повеление не отлучаться от Иерусалима, пока они не облекутся силою свыше. И вот это обещание — облечься силою свыше — и исполняется на 50-й день после Пасхи; и поэтому, продолжая еще сегодня праздновать Воскресение Христово и готовясь вступить в праздник Пятидесятницы, который, собственно, и является заключительным днем празднования Воскресения Христова, потому что через эти события мы облекаемся силою свыше, чтобы во всей полноте восприять христианское учение. И вот, готовясь облечься силою свыше, мы вспоминаем усопших. Потому что нельзя праздновать воскресения, не помня о смерти и не переживая свою собственную смерть; а если мы помним о смерти, то мы должны помнить и о наших усопших.

А помнить о наших усопших — это значит поминать их по-христиански. Это значит, прежде всего, о них молиться в повседневной жизни, даже и не приходя в Церковь; во-вторых, молиться о них в Церкви, ставя свечи об их упокоении и подавая записки для поминовения на проскомидии или на панихидах, чтобы за наших усопших звучала церковная молитва; но все-таки самое главное, что мы делаем в Церкви, когда поминаем усопших, это не все то, что я сейчас перечислил, а другое — чтобы мы, поминая их, вместе с ними причащались. Потому и служится литургия, а не просто панихида, или утреня или вечерня; и именно литургия является главным богослужением при поминовении усопших, а в литургии все православные христиане обязаны, по Апостольскому правилу, участвовать именно через причастие, потому что именно для причастников составлены все молитвы литургии, и на той части литургии, которая называется “Литургией верных” (после возгласа “Оглашенные, изыдите!”) даже не предусмотрено никакого места для постороннего наблюдателя и для тех, кто не может причащаться. Поэтому и усопших мы поминаем, причащаясь на литургии, и очень хорошо сделали те, кто сегодня пришли помянуть своих усопших и при этом сами подготовились и причастились. Конечно, далеко не все могут так делать, потому что люди работают и другие всякие обстоятельства могут быть, но тогда надо было постараться просто подать записки, и это тоже многие сделали, и таких гораздо больше, чем сегодня присутствующих за богослужением. Поэтому будем поминать наших усопших, не будем отлучаться от них мыслью; потому что если мы помним о своей собственной смерти (а о ней мы должны всегда помнить), то мы не будем отлучаться мыслью и от уже усопших наших собратий, и будем вместе с ними праздновать Пасху Христову и завтрашний праздник Пятидесятницы, когда мы облечемся силою свыше. Спаси Господи!