Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

(предыдушие проповеди этого цикла)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы продолжаем наши собеседования на «Собеседования» преподобного Иоанна Кассиана и начинаем говорить о его собеседованиях с аввой Феоной. Но первое из этих трех собеседований устроено так, что там два разных собеседования, и мы тоже разобьем наши собеседования на две части. И самая первая касается не того, о чем будет рассказывать авва Феона, а его собственной судьбы, которая сама по себе поучительна и поэтому обсуждается подробно.

Тут мы коснемся такой темы, которая является, если можно так сказать, одной из эзотерических в христианстве. В христианстве, конечно,  нет никаких эзотерических тем в точном смысле этого слова. Так не бывает, что в христианстве кто-то достигает какого-то уровня просвещения, в котором ему  излагают то, что несовместимо с тем, что излагалось раньше, как это бывает во всех эзотерических учениях.

В христианстве чем дальше ты идешь, тем больше ты узнаешь — ты узнаешь много такого, чего ты не знал раньше, — но это никогда не противоречит тому, что ты узнавал раньше. Но есть такие вещи, которые оказываются в противоречии с тем, что люди обычно думают о христианстве. Как раз этому посвящен рассказ о жизни аввы Феоны.

Сам Иоанн Кассиан, рассказывая об этом, стремится отвести от себя лично всякие нападки, понимая, насколько он «против шерсти» пишет для своих читателей, и предупреждая, что он излагает не свое мнение, а мнение египетских отцов, не только аввы Феоны, а всех тех, кто его приняли и сочли великим старцем.

Мы к этому можем добавить, что и другие святые отцы излагали такое же мнение. Оно состояло в изложении того, что такое жизнь по Новому Завету и что такое жизнь по Ветхому Завету, насколько жизнь по Новому Завету выше, чем жизнь по Ветхому. Это все было построено на частном примере – о том, как можно оставлять брак ради монашества.

Конечно, все государственные установления, в том числе и в христианских империях, стремятся стабилизировать семью, чтобы нельзя было под предлогом монашества оставлять жену против ее воли, или мужа, и уходить в монашество. Но в святоотеческом учении такая точка зрения никогда не утверждалась – не говорю про Запад, там свое понимание христианства, — а, наоборот, утверждалось обратное.

И говоря сейчас про египетских подвижников на примере того, что пишет Иоанн Кассиан, можно то же самое добавить и про Василия Великого, у которого есть специальные аскетические правила, где в 12 правиле прямо говорится, что если муж или жена хочет уйти в монахи, то надо другую свою половину тоже уговаривать, чтобы вместе уйти в монашество – тогда это очень хорошо. А если не получается никак, то все равно уходить, если есть призвание, потому что не надо удерживаться в худшем.

Но в общецерковном праве действует 14 Правило Собора в Ганграх – это 340-е годы – о том, что кто превознося монашество, гнушается браком, тот отлучен. Некоторые это правило толковали расширительно – будто нельзя оставлять супружество ради аскетической жизни. Но такое расширение недопустимо. Одно дело – нельзя гнушаться браком, но другое дело – нельзя супружество считать выше монашества, а также и равным. Но об этом можно долго говорить, а лучше сказать кратко про отца Феону.

Он был когда-то молодым крестьянином и благочестивым. И как было положено тогда, он в очень молодом возрасте женился, но будучи благочестивым, он старался приносить монахам какую-то десятину от своих плодов – это было принято среди египетских крестьян. Это был хороший обычай: тем самым крестьяне получали повод получить от монахов назидание.

И вот так однажды Феона вместе с другими благочестивыми христианами пришел к авве Иоанну. К моменту, когда Иоанн Кассиан это писал, тот авва Иоанн уже умер, но Иоанн Кассиан и Герман его еще застали, – это был великий египетский старец, мы о нем говорили.

Этот старец сказал, что вы нам помогаете в телесном, и мы хотим вас отблагодарить духовно: я вам расскажу такое, чего вы не знаете. И он сказал им поучение, которое сегодня является предметом нашего разговора: монашество по Новому Завету выше мирской жизни, которая является жизнью по Ветхому Завету.

Понятно, что сделал Феона после этого – пытался уговорить жену, чтобы вместе принять монашество. Она почему-то упорно сопротивлялась и так и не согласилась, после чего он ей сказал, что я не с тобой расстаюсь, а со смертью, к которой ты меня толкаешь. Оставил ее и действительно очень преуспел в монашестве, после чего его выбрали главой монашеских общин.

В чем же тут суть? В том, что когда мы просто не делаем каких-то грехов – мы живем не по Новому Завету, а по Ветхому. Совершение грехов – это то, за что положено наказание. Поэтому те, кто исполняет эти требования, не совершает преступлений, те не будут подвергнуты наказанию. Но за это нельзя получить Царствие Небесное.

Царство Небесное не может быть результатом страха наказания. Это так же, как те, кто не нарушает уголовный кодекс в нашем светском государстве, освобождаются от наказаний, который описаны в уголовном кодексе, но никакой награды за это они получить не могут. Нечто подобное представляет и Ветхий Завет. Это то, что касается заповедей.

А то, что касается Нового Завета – это советы. Христос говорит: если хочешь быть совершенным —пойди и раздай свое имение. Он не говорит, что в этом состоит заповедь Моисея (а юноша, которому это сказано, исполнил заповеди Моисея). Но, в то же время, до Христа были праведники – пророки Илия и Иеремия, например, — которые жили монашеской жизнью, хотя имели право жить не в такой аскезе, а нормальной семьей. При этом они могли тоже быть пророками, чему мы имеем примеры в Ветхом Завете.

Неважно когда ты живешь – до пришествия Христова или после, когда оно совершилось. Важно, как ты живешь. Исполняешь ли ты только то, что заповедано, что нельзя не исполнить, чтобы не было греха, или ты отдаешь то, что имеешь право не отдавать, — тогда это действительно по Новому Завету. По Новому Завету мы живем тогда, когда, исполняя то, что было нам заповедано, мы даем еще что-то сверх потому, что нам хочется, а не потому, что мы боимся подвергнуться наказанию.

Так же и сейчас мы очень часто этого не понимаем. Когда вдруг люди пришли с улицы и говорят, что мы христиане, у нас христианская любовь, поэтому мы не будем соблюдать законы, а будем делать неизвестно что. И получается неизвестно что. Кто вращается в так называемых христианских кругах, тот сам подберет примеры только из того, что он лично видел.

А почему это бывает? Потому, что сначала все-таки закон, а потом благодать – это в жизни каждого из нас именно так. Начни с того, чтобы не бесчинствовать, то есть не делать каких-то вещей пагубных, а потом уже претендуй на что-то другое, и это другое должно быть большим, а не меньшим, чем то, что требуется по закону.

То есть если ты хочешь жить по Новому Завету, то тогда ты сделаешь и что-то такое, что не требуется, а не просто не будешь нарушать какие-то заповеди. Другое дело – об этом тоже говорят некоторые святые, — что, по грехам, мы не всегда можем сдержаться и не впасть в те или иные страсти, и тогда, если мы хотим, чтобы Господь нас помиловал, мы можем стараться делать те добрые дела, которые у нас лучше получаются. Это нам поможет либо в борьбе с этими страстями, либо тому, чтобы не подвергнуться за них осуждению.

Но все же это вещи разные, и не будем поэтому убегать, особенно в нашей нынешней земной и мирской жизни, от того, чтобы следовать Ветхому Завету. Ветхий Завет – это то, что касается правил, которые нельзя нарушать. Нельзя делать то, что заведомо плохое. Тогда мы христианами не станем, но, по крайней мере, станем теми, кто следует Ветхому Завету. Тогда мы можем надеяться, даже если не станем христианами, что по заступничеству тех, кто по-настоящему в жизни Нового Завета – святых, — тоже спасемся.

Это тоже не я придумал – об этом говорится в сегодняшнем поучении. Аминь.