Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Противоречия в Евангелии должны побуждать нас искать более глубокого смысла. Что значит: “и волос с головы вашей не пропадет”. Смысл Евангелия надо искать не своим разумом, а с помощью святых отцов. История с хананеянкой: Господь хотел показать ее веру окружающим людям. Духовный смысл истории: язычники станут Новым Израилем. Душевный смысл: мы не должны кичиться тем, что мы члены истинной Церкви и презирать остальных; Господь смотрит прежде всего на веру, а без веры членство в Церкви не спасет. Многие люди еще не пришли в Церковь, но они ищут истину и могут иметь веру больше, чем мы. Мы должны проповедовать и среди верующих, которые являются членами еретических сообществ; но основная проповедь должна быть адресована тем, кто не ходит ни в какую церковь, но при этом ищет Бога.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы слышали два евангельских чтения. Второе из чтений было специально в честь празднуемых сегодня мучеников Сергия и Вакха, а первое чтение было то, которое положено на сегодняшнее воскресенье (каждому воскресенью положены специальные евангельские чтения). Не буду пересказывать, о чем говорилось в том чтении, которое было ради мучников Сергия и Вакха, но только одно хочу в нем заметить. Там приводились слова Господа ученикам, где Он предсказывает, что на них будут гонения, что их будут не только изгонять, но и убивать, что их будут все ненавидеть, что их предадут все близкие люди. И после того, как все это сказано, Господь говорит, что “и волос с головы вашей не пропадет”, — это при том, что их будут бить и убивать. Все это идет прямо в одном абзаце, и это, конечно, явное противоречие; и такие явные противоречия даны нам для того, чтобы побудить нас к исканию уже не явного, а скрытого смысла в Евангелии. Действительно, все, что с нами происходит, происходит ради нашей душевной пользы, для того чтобы душа наша была как раз как можно целее, даже если при этом тело наше разрушается; именно для того, чтобы душа наша просияла в Царствии Небесном, — вот каков смысл этих слов Господа.

Но сейчас я об этом упомянул еще и затем, чтобы напомнить, что нельзя поддаваться обманчивому впечатлению, что нам в Евангелии все понятно. Если нам очень легко и все понятно в Евангелии, то надо просто читать дальше, и мы непременно прочитаем что-нибудь прямо противоположное тому, что нам было понятно. И тогда мы поймем, что нам много чего непонятно, и уже со смирением примемся при помощи святых отцов, а не собственным разумом, стараться понимать Евангелие.

Это всецело относится и к той истории, которая рассказана в том евангельском чтении, из Евангелия от Матфея, которое положено на сегодняшнее воскресенье. Там рассказано, как Господь встретился с женой-хананеянкой, не из народа Израилева, язычницей, которая просила исцелить ее дочь. И Он сначала не стал ей отвечать, но когда она все-таки продолжала настаивать, Он сказал ей, что Он послан только к заблудшим овцам дома Израилева, т.е. только к народу Божию, к которому та женщина не имела отношения. А она, вместо того чтобы обидеться на эту, в общем-то, нарочито грубо сформулированную реплику, смирилась и сказала: “Да, Господи, но и собаки едят объедки того, что едят их хозяева”. И тогда Господь сказал: “О, жено, велия вера твоя!” — и в тот же момент ее дочь была исцелена. Т.е. вся эта вот грубая фраза, с которой Он обратился к женщине, и то, что еще раньше Господь вообще не хотел ей ничего отвечать, — все это было для ее испытания, и даже не столько для испытания, сколько для того, чтобы показать ее веру многочисленным людям, в том числе и от Израиля, которые сопровождали Господа.

Конечно, мы понимаем, что эта история имела духовный смысл: она указывала на избрание язычников, которые в дальнейшем и станут Новым Израилем.

Но мы не должны забывать и о душевном смысле всякого евангельского повествования, т.е. о том смысле, который касается каждого из нас. Потому что каждое евангельское повествование имеет или два смысла из трех, или очень часто — все три: буквальный, или телесный смысл, т.е. какая-то история, как и в данном случае была какая-то реальная история, которая рассказана; духовный смысл — о путях нашего спасения вообще; и смысл душевный — о том, как спасаться душе каждого из нас. И здесь мы должны помнить, что эта история в душевном отношении повторяется постоянно.

У нас в Церкви все время есть люди, которые склонны думать (и прежде всего, мы сами становимся такими, когда забываемся), что если мы являемся членами Церкви — а если есть большая неистинная церковь и маленькая истинная, и нам посчастливилось быть именно в истинной, то мы тем более склонны поддаваться этому соблазну, — то вот, раз мы в истинной Церкви, то Господь пришел к нам, для нас Он все сотворит, а об остальных нам можно особо и не думать, они в духовном отношении — как бы люди второго сорта… Конечно, это большое заблуждение. Потому что Господь смотрит прежде всего на веру людей, а не на то, в Церкви они или не в Церкви. Потому что те, кто находятся в Церкви, а веры не имеют, — они на земле были членами Церкви, а в Царствии Небесном они не будут членами Церкви, т.е., иными словами, они вообще не попадут в Царствие Небесное. В то же время люди, которые поначалу не были на земле в Церкви, впоследствии в нее приходят. И никто не приходит в Церковь раньше, чем обрел веру. Сначала вера, потом молитва, а только потом уже — приход в Церковь и, в частности, крещение.

И это всецело относится к нам и особенно, может быть, к нашей маленькой Российской Церкви. Потому что число людей, которые сейчас живет в нашей стране и на самом деле ищут истинного православия, очень велико. Конечно, в сравнении с общим числом населения нашей страны оно ничтожно мало, но сравнительно с тем количеством людей, которые находятся в нашей Церкви — не в нашем приходе, а во всех приходах вместе взятых, — это количество огромно. И вот, большинство из них о нашей Церкви ничего не знают, вообще ничего не знают, ни хорошего, ни плохого; а кто-то из них, может быть, что-то и знает, но еще не пришел к нам. И мы должны понимать, что Господь обращается и к ним; и как к этой жене-хананеянке Он в конечном счете проявил больше внимания и похвалил ее веру, так и среди этих людей Он обретает бОльшую веру, чем среди нас. И это нормально, и это хорошо. Мы должны понимать, что Церковь все время будет расширяться за счет людей, которые к ней пока вообще не принадлежат.

Конечно, мы помним, что в нашей стране есть также большое количество людей, которые считают себя православными христианами, с большими или меньшими основаниями (потому что та вера, которую они в себе сознают, более или менее близка к православию), но реально они находятся абсолютно вне Церкви, потому что они являются прихожанами еретического сообщества — Московской патриархии; и конечно, мы должны иметь в виду, что эти люди тоже хотят спастись, по крайней мере, многие из них, и поэтому, конечно, к ним тоже должна быть обращена наша проповедь. Их, может быть, можно сравнить с той частью народа Израильского, которая совершенно заблудилась и уже не ждала того Мессию, Которого провозвещали пророки и Который действительно пришел, а которая ждала неизвестно кого — того, кто мог бы восстановить светское могущество Израиля, как вот сейчас многие ожидают восстановления в России православной монархии. Эти люди, конечно, тоже в какой-то мере открыты для проповеди, и проповедь истинного православия должна совершаться и в их среде. Но все-таки главная масса людей, среди которых нужно вести проповедь, — это нынешние язычники, т.е. люди которые не ходят ни в истинную Церковь, ни в ложную, а вообще никуда не ходят, но тем не менее, это люди, ищущие Бога. Это то, что касается нашего положения в современном мире.

Но всегда надо думать и о том, что касается нашего положения, если можно так выразиться, в нашей собственной душе. Потому что мы тоже, даже уже восприняв православную веру и будучи членами истинно-православной Церкви, в нашей собственной душе оказываемся подобными тем иудеям, которые на своем членстве в церкви самоуспокаивались, не понимая, что все-таки нужно иметь такую веру, которая в жизни действительно является главным, при которой мы просим у Господа не того, чтобы Он как-то улучшил наши житейские условия, а чтобы Он дал нам самую возможность жить — чувствуя, что для нас без Господа никакой жизни быть не может, а то, что может быть — это вообще не жизнь. И именно поэтому мы, сознавая себя — даже не свою дочь, а самих себя — смертельно больными, обращаемся к Господу. И тогда Он, конечно, ответит, тогда Он и нашей душе скажет: “Жено, велия вера твоя!” — и конечно, тогда и мы уподобимся этой хананеянке. Но, конечно, не надо думать, что Господь автоматически будет особенно заботиться о нас только потому, что мы стали членами истинной Церкви. Этого не будет. Потому что Господь беспокоится только о тех, кто, хотя бы сначала этого и не сознавая (а потом, с какого-то момента, требуется уже и осознание), беспокоится о Нем. Т.е. Господь является только тем, кто сам этого ищет. Потому что если мы Господа ждать и искать не будем, то Он при всем Своем желании — а у Него все время есть это желание, потому что Он “всем человеком хощет спастися и в разум истины приити”, — просто не сможет к нам придти.

Господь да подаст нам веру этой жены-хананеянки, чтобы мы не успокаивались тем, что мы принадлежим к истинному Новому Израилю, к истинной Церкви Христовой,чтобы мы все время сознавали в себе еще и эту жену-хананеянку, которая могла бы вот так неотступно умолять Господа. Аминь.