Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, т.е. память того дня, когда Крест, будучи найденным святой императрицей Еленой в 325 году в Иерусалиме, был торжественно воздвигнут и помещен в специально освященный к этому дню храм Воскресения в Иерусалиме, где до сих пор сходит благодатный огонь, в этот самый храм; и все тогда впервые ему поклонились, и потом до VII века Крестное Древо оставалось в этом храме. А потом в конце концов оно пропало, и остались только небольшие частицы этого древа, разбросанные по всему миру (и в России тоже они есть). Зачем было даровано такое чудо именно в это время святому императору Константину и матери его святой равноапостольной Елене, которая нашла Честный Крест. Все мы знаем, что это было сделано для того, чтобы укрепить христианскую империю. Римская империя в это время только становилась христианской, и вслед за видением Креста на небе, которое было еще в 312 году и которое подвигло к обращению святого равноапостольного Константина, ему был явлен из земли уже и подлинный Крест. И если мы понимаем хотя бы это значение праздника, то уже и это хорошо, хотя это самое минимальное, что надо о нем знать.

А почему это хорошо, видно и из церковной истории ХХ века. Когда в 20-х годах ХХ века стали происходить страшные разделения между православными христианами, потому что в это время ересь экуменизма наконец явила свое звериное обличие и вскоре захватила почти весь мир, тогда в Греции, в Константинопольском патриархате и в Элладской церкви экуменисты перешли на новый стиль календаря, приняли папский календарь, и это стало видимым различием между православными и еретиками. И во всех церквах города Афины, в столице Греции, в 1925 году на праздник Воздвижения экуменисты служили уже по новому стилю; а все православные христиане, которых оставалось не так уж мало, хотя у них тогда не было епископа, собрались у одного небольшого храма в пригороде Афин, где они и поместиться даже не могли, и поэтому служили прямо на улице. Туда был послан отряд полиции с целью их разогнать; но поскольку православных христиан собралось там гораздо больше, чем ожидалось, то разгонять их не стали. И когда только началась всенощная под праздник Воздвижения Креста, на небе явился огромный светящийся крест. Это видели все, видели и полицейские, а не только истинно-православные христиане. И этот Крест держался в течение всего всенощного бдения, до конца великого славословия. После этого явления православные христиане, конечно, укрепились в своем стоянии за Истину, и очень многие люди примкнули к Истинно-Православной Церкви, хотя у них тогда по-прежнему не было епископа; епископы появились только через 10 лет после этих событий. И хотя значение этого чуда очевидно прежде всего для греческих христиан, оно не менее важно и для нас. В России господствует такая же ересь экуменизма; наши местные еретики, хотя и не изменили календаря и служат по церковному календарю, как и мы, но ересь у них та же самая, что и у греческих экуменистов, — тот же самый экуменизм, то же самое смешение с разными ересями и религиями. Таким образом, как явление Креста знаменовало собою утверждение Православия в христианской империи, так подобное же явление после падения православной империи укрепило верных в стоянии за Православие. И если мы понимаем хотя бы это — что Крестом мы укрепляемся и утверждаемся в вере, — то уже и за это слава Богу.

Но конечно, мы должны стараться понять смысл сегодняшнего праздника гораздо глубже. Потому что освящение Иерусалимского храма, в котором предполагалось поместить Крест и в котором его сразу же и поместили (память освящения этого храма праздновалась вчера), было совершено — и само Воздвижение Креста совершилось, таким образом, — не в какой-нибудь случайный день, а в тот день, который связывался с уже имевшимся в ранней Церкви праздником, хотя память исторического события воздвижения Креста в этом празднике не могла присутствовать, потому что еще не было самого события. А этот праздник ранней Церкви восходил к празднику Церкви ветхозаветной; и мы до сих пор это видим в богослужении всех праздников Креста.

В богослужениях праздников Креста он очень часто называется словом “очистилище”. “Очистилище” — это специальный термин, который означает верхнюю часть, как бы крышку Ковчега Завета, который стоял во Святом Святых Иерусалимского Храма. И именно на эту крышку проливалась козлия кровь, которую один раз в году Первосвященник вносил во Святая Святых. Это происходило ежегодно осенью, в сентябре, в день праздника, который назывался Днем Очищения, по-еврейски Йом Киппур. И когда Господь на пасхальный праздник принес Себя Самого в жертву, то, как объясняет это в своем Послании к евреям апостол Павел, это была та самая кровь, прообразом которой служила кровь, которую “единожды в лето”, т.е. один раз в году, вносит Архиерей во Святая Святых. Т.е. и пасхальный агнец, и это кропление крови в День Очищения соединились в христианской Пасхе. Но из этого не могло произойти и то, что этот сентябрьский день по календарю, когда праздновался День Очищения, тоже стал Пасхой; и потому сегодняшний день — это как бы вторая Пасха. И именно так — даже не “второй Пасхой”, а просто Пасхой — сегодняшний день назывался в иерусалимском богослужении первого тысячелетия.

Каков же смысл этого кропления крови на очистилище Ковчега Завета? Смысл тот, что эта кровь, как это объясняет апостол Павел, прообразовала собою кровь Христову (а в ветхозаветные времена это была кровь жертвенного животного), и она очищает грехи народа. И как Ковчег Завета, так и эта его крышка, очистилище, на которую возливалась кровь (она была сделана в виде емкости), были сделаны из дерева, из негниющих древ; и Крест Господень был тоже из негниющих древ. И ранние отцы Церкви, и не только ранние, называли поэтому Крест очистилищем. Т.е. когда обрели Крест — и это подчеркивают рассказы об обретении Креста, которые восходят к IV веку, — тогда как бы совершилось богослужебное последование этого Дня Очищения. И наша христианская Пасха соединяет в себе три ветхозаветных праздника, а именно, праздник Пасхи, День Очищения и еще праздник Пятидесятницы, потому что кровь Христова — это кровь Завета, а Ветхий Завет был заключен в Пятидесятницу; таким образом, оказывается, что у нас подобными пасхальному оказываются и наш праздник Пятидесятницы, и сегодняшний наш праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста. Потому сегодняшний праздник — это особенный праздник нашего искупления и нашего очищения. Мы знаем, что для того Господь и претерпел крест, чтобы совершить наше очищение.

От чего же мы очищаемся, и что значит нести свой крест? — Вот, это, может быть, самое главное, что каждый из христиан должен понимать в этот праздник. Если мы несем крест, то мы идем к смерти. Потому что христианство — это такой способ жизни, который на самом деле есть способ умереть. Нам сразу говорят еще при крещении словами апостола Павла из Послания, которое читается при крещении, что “мы, елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся”, а не в какое-то приятное времяпровождение. Сам Господь говорит: “иже хощет по Мне идти, да возмет крест свой”. А куда носят крест? Что — его в какие-то увеселительные места носят, или чай пить куда-то ходят, или в приятную компанию?.. Крест несут только на смерть. И поэтому, если мы по-настоящему хотим быть христианами, верующими людьми, мы должны понимать, что мы в этой жизни не выбираем ничего. Мы в этой жизни выбираем смерть — но смерть не всякую, а смерть именно со Христом. Поэтому несение креста и обозначает христианскую жизнь.

Но бояться здесь совершенно нечего, потому что Господь постепенно подводит нас к тому, чтобы мы взяли Его крест, постепенно показывает нам одно за другим суетность разных наших мирских увлечений, постепенно нас укрепляет и отрешает от мира, потому что любовь Божия отрешает от мира. Но если мы чувствуем, что не можем жить по-христиански так, как должно, то мы должны, по крайней мере, просить, чтобы Господь нас вразумил и наставил. Потому что если мы будем этого хотеть, то Господь нас, конечно же, наставит; если же не будем хотеть, то Господь нас не наставит, просто не сможет нас наставить, хотя Он и хочет нас вразумить, потому что Он не может преодолеть свободу нашей воли, которую Он Сам же нам и даровал. И вспоминая сегодняшний праздник, мы должны понимать, что Господь дает нам искупление, дает нам избавление от греха, а для этого дает нам избавление от всей той жизни, которая ведет нас ко греху, — а это вся та жизнь, в которой мы хотим чего угодно, кроме действительно полной и настоящей смерти со Христом. Аминь.