Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершили богослужение Великой среды – это день, когда вспоминаются два события. Втрое из них – предательство Иуды, и это уже переходит в события Великого четверга, а первое – это жена, о которой поется в знаменитой стихире инокини Кассии, которая является, может быть, наиболее любимой и главной в Греции для сегодняшнего дня, «яже во многия грехи впадшая жена», ощутившая божество Христово.

Вот эти два события поставлены вместе. И, несмотря на то, что в сегодняшнем Евангелии от Матфея это не говорилось, а говорилось в других евангелиях и в службе, но именно Иуда выражал возмущение учеников тем, что она бездарно израсходовала это миро, которое можно было употребить на благотворительность. О поступке Иуды сегодняшняя стихира говорит: «зависть не весть предпочитати полезная». Она говорит, что Иуда действовал из зависти, и это отдельная большая тема, но зависть не позволяет человеку понять, что полезно.

Но сегодняшнее событие показывает даже нечто большее: «зависть не весть предпочитати бесполезная». Казалось бы, то, что совершила жена – это бесполезное. Но сегодняшние события говорят о том, что полезное – это очень хорошо и правильно, но бесполезное важнее, чем полезное. Конечно, бывает бесполезное и вредным, но есть такое бесполезное, которое полезнее полезного. И это как раз то, что сделала жена, и то, чего не мог понять Иуда, что вызвало его возмущение, и что окончательно сбило последний барьер, чтобы ему пойти и предать. Вот насколько взрывает здравый смысл то, что она сделала. А что же она такого сделала?

С точки зрения какого-то моралиста, она поступила тоже плохо. Хотя эта точка зрения может и не совпадать с точкой зрения Иуды, но она не будет намного лучше. С этой точки зрения, ей надо было исправляться, заниматься помощью бедным, еще чем-нибудь хорошим. Но она не только не стала заниматься помощью бедным, а, можно сказать, отняла у бедных то, что можно было им доставить в качестве помощи, и отдала это Богу.

Конечно, внешне мы не всегда так должны делать, потому что бедным, которых мы всегда имеем с собой, тоже надо помогать. И бедных мы имеем с собой если не в физическом смысле слова, то в каком-нибудь уж точно, и помогать надо всем – это мы все знаем, и, как вчера читали, это важно, чтоб нам устоять на Страшном Суде. По этому мы будем судимы даже – вот насколько это важно. Но есть нечто, что важнее.

Почему это важнее, почему важнее обращаться к Богу? Потому что и бедным мы можем помочь только той милостынею, которая будет составлять наш елей, а елей мы получаем только от Бога. А чтоб получить этот елей от Бога, нужно все свое принести Богу — все, что у нас есть. Не бежать кому-то помогать, а полностью повергнуть это к ногам Божиим. И вот тогда дальше все будет устраиваться — дальше Господь нам даст елей для творения милостыни, даст денег, чтобы помочь бедным, и на все прочее.

Не надо быть очень рациональным. А очень рациональными нас делает зависть. Именно зависть нас заставляет говорить, включая какое-то рациональное рассуждение, что, вот, он делает, может, и неплохо, но вот тут же очевидно, какие полезные дела надо было сделать вместо этого, а он занимается там невесть чем. И самим нам так говорить не надо, и не надо удивляться, если другие такое будут в наш адрес говорить, если мы живем по-христиански. Но нам важен только Бог, а никакие не бедные. Бога надо всегда иметь с собой, потому что Его мы с собой всегда не имеем, но надо стараться иметь – тогда  будут у нас и бедные, и приложатся нам вся, что нужно нам самим и что нужно для помощи бедным.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)