Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшний праздник Вознесения Господня объясняет нам чуть ли не самую главную и самую сложную вещь в христианстве: как нам, христианам, выстраивать отношения с Богом. Почему она главная — очевидно, но почему она такая сложная?  Потому что она противоречит очевидности —очевидности житейской.

По житейской очевидности, ученики еще до Вознесения, когда узнавали, что надлежит Ему Вознестись или как-то их покинуть, очень об этом грустили.  И это все понятно – если кто-то от кого-то возносится, значит, кто-то от кого-то отлучился. Рассуждая житейски, что же хорошего, когда Христос от нас отлучается?

Но сегодня было другое – «с радостию велиею взирая». А чего же радоваться, если произошло то самое, чего они боялись? Это получается даже хуже, чем при смерти, потому что после смерти было Воскресение, они в нем удостоверились, но теперь получилось по-другому.

А радовались они потому, что они уже были другими людьми, уже понимали то, чего раньше не понимали, — что Христос исполнит свое другое обещание, что будет «с вами во вся дни до скончания века». И как же Он будет с вами, если при этом отделяется от вас? С точки зрения житейской логики – это настоящее противоречие. В обычной жизни, когда кто-то от кого-то уходит, такого не бывает. Если ты с чем-то или с кем-то расстался, то у тебя этого нет. А если у тебя это есть, то ты не расстался. А здесь получается, что ты и расстался, и есть, а если бы не расстался, то не было бы.

Вот это определяет наши отношения с Богом, и определяет так, что опровергает наши обычные представления о земной жизни. Какие же у нас отношения с Богом? У нас нет ничего заметного, из доступного внешним образом для грубых чувств и для человека неверующего, нецерковного, но для себя-то мы знаем, что все ровно наоборот – Христос в нас. И мы даже можем это объяснить, тут не надо быть большим богословом, потому что это то, что каждый христианин близко понимает. Через причастие мы все сами присоединяемся к Телу Христову.

Да, Христос возносится от земли, от людей, которые внешне с Ним как-то соприкасались, но в отношении к Церкви Он никуда не возносится. У Христа одно тело, у Него не появляется их два разных, оно не разделяется. И если мы становимся Телом Христовым через то, что причащаемся Его Тела, как Он Сам это и установил, то, значит, не будет и никакого отделения. То есть Христос Сам от Себя не возносится, поэтому от Церкви Он не возносится. Он возносится от мира.

Если мы сами в Церкви — если мы сами Церковь, потому что нет никакой церкви, которая бы не состояла из нас, христиан, и ангелов, конечно, тоже, — тогда Христос от нас не возносится, а пребывает с нами так, чтобы до скончания века от нас не отделяться. И мы надеемся, что и вообще никогда от нас не отделяться. Поэтому Христос не стал дальше, а стал ближе. Поэтому и радость велия была сегодня у учеников, о чем нам напомнило Евангелие, потому что, если мы всегда со Христом, то не может быть ничего, кроме радости. Когда я так говорю, то подразумеваю, что может быть и печаль, которая несколько противоречит, но не отрицает того, что не может быть ничего, кроме радости.

И поэтому в сегодняшнем празднике мы торжествуем со Христом, с учениками Христовыми, и торжество наше в том, что Христос от нас не отлучается. И мы торжествуем над обычными порядками этого мира, который весь разделяется, разрывается, для которого всякое противоречие означает разрыв и смерть в конечном итоге. А у нас наоборот – воскресение и жизнь.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)