Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Пятидесятницу празднуем, как поется в сегодняшней стихире, которая цитирует слово Григория Богослова на этот день. Но что мы празднуем и зачем? Богослужение не дает нам забыть, если бы мы хотели это сделать, что это событие противоположно вавилонскому столпотворению, и об этом говорится в сегодняшнем кондаке: «егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше,  в соединение вся призва». То есть когда-то языки народов были объединенные, но их Господь разделил – была для этого причина, — а теперь, когда все языки разные, Он всех призвал в соединение.

Что же произошло тогда, и что происходит сейчас? Это противоположные вещи, но какой смысл в том и в другом? Там люди сами собирались, чтобы своими силами достигнуть Бога и повторить то, что не сделали прародители в раю – стать богами собственной силой. А какой еще смысл собственными силами забираться на небо? Вот в чем смысл строительства Вавилонской башни был. Для этого люди совокупили свои усилия, но именно по этой причине они разъединились еще больше, чем были разъединены. А когда ради Бога, то разъединенные люди, наоборот, оказались соединены.

Если мы вспомним, как это выглядело внешне, то получается, что вроде бы все наоборот. Ведь апостолы после Пятидесятницы вместо того, чтобы по-человечески соединенными сидеть в какой-нибудь одной группе, они как раз тогда-то и пошли. Более того, им было сказано, чтоб они не шли на проповедь в разные места мира до тех пор, пока это не произойдет. То есть это было необходимым условием, чтоб им физически разъединиться. А духовно наоборот — они составляли одну Церковь, одно Тело Христово, которое соединяется Духом Святым, и которое никак разделяться не может. Вот как это важно.

И, между прочим, обстоятельства нынешнего времени позволяют нам вновь об этом задуматься и лучше это понять. Потому что продолжающийся карантин и все такое не позволяют нам физически собраться в Церкви всем вместе, даже тем, кто мог это делать. Конечно, даже весь наш приход один раз на одно богослужение никогда собраться не мог, но даже такого по нынешним временам мы себе позволить не можем. Но если мы участвуем в жизни Церкви, то тогда мы как раз и собираемся.

А если мы просто собираемся непонятно зачем даже и в церкви, даже и на богослужении, даже если соблюдая внешне правильно все христианские обряды, то мы собираемся как те, кто строил Вавилонскую башню. Поэтому очень важно, когда мы сами хотим быть частью Церкви и тем самом участвуем в строительстве Церкви, – а нет других способов, кроме как самим участвовать в ней, — смотреть, чтобы мы участвовали именно в строительстве Церкви, а не в строительстве Вавилонской башни. Ошибиться очень легко – нет внешних критериев, которые бы позволили отличить одно от другого. И то, и то – храм.  Вавилонская башня – зиккурат, древняя форма, которую и евреи заимствовали еще в дохристианские времена, и храмы нашей апокалиптики тоже называются башнями.

Поэтому надо понять, какую башню мы строим – настоящий Храм или ненастоящий. Если настоящий, то мы, прежде всего, выстраиваем свои отношения с Богом.  Мы стремимся не отпасть от Бога, и то, что мы делаем в своей жизни, определяется тем, как это приводит нас к Богу или уводит (и тогда мы стараемся этого не делать, конечно). И вот если мы с Богом, то мы призваны этим соединением, благодаря тому, что мы сегодня празднуем, и никогда не разделяемся.

Если мы без Бога, то даже когда мы соединяемся, то мы еще больше разделяемся. Это вот и надо понять. Те, кто стремятся к Богу, те, как еще авва Дорофей сравнил, соединяются, как радиусы, которые сходятся в центре круга. Так все двигаются в сторону Бога, и об этом сегодняшний праздник. Но те, кто просто стремятся друг к другу, те и друг друга не достигают, и это приводит к еще большему отдалению от Бога, к отпадению.

Вся человеческая история связана с пониманием, а чаще — непониманием — этого, но нам надо думать не о всей человеческой истории, а о своей собственной личной истории, чтоб я сам участвовал в строительстве Церкви в качестве камня, который входит в ее здание, а не Вавилонской башни.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)