Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня у нас последнее обычное воскресение великого поста, следующее уже будет Вход Господень в Иерусалим. Это уже особый праздник, и к великому посту, можно сказать, что и не принадлежит уже. Сегодня еще воскресение великого поста и воспоминание Марии Египетской, а более древние воспоминания этого дня связаны с более древними слоями богослужения.

Во-первых, евангельское чтение говорит о том, как сыновья Заведеевы просили сесть одесную и ошуюю, но вместо этого речь пошла о Чаше, и был вопрос, могут ли они ее пить, и о близких страданиях. Видимо, в древнейшей церкви существовала такая хронология страданий Христа, в которой страдания занимали примерно две недели. Были аресты, Его отпускали – это видно из славянского перевода Иосифа Флавия, который отражает более древнюю редакцию, чем та, которая потом разошлась по-гречески. Там кое-что сказано о Христе, и в этом есть важное отличие. Но отразилось ли это на нашем богослужении или нет – это неважный вопрос. А главное, содержание той недели, которая начинается – это события, связанные с Лазарем. Уже в понедельник в богослужении мы услышим, что он заболевает, во вторник – что он болен, в среду – что он умирает,  потом он лежит мертвый. И, наконец, в субботу будет воскрешение Лазаря.

Поэтому вся следующая седмица называется цветной (от слова «цветы», относящегося к Неделе Ваий), вся она подводит к воскрешению Лазаря. Но на это уже указывает сегодняшнее богослужение, в котором говорится о другом Лазаре. Сегодняшний канон был на притчу о богатом и Лазаре. Это два разных Лазаря, но не исключено, что когда-то в древности было и такое толкование, чтобы их отождествлять, но если даже и не было, то понятно, что один напоминает другого. Сходство имен здесь может быть весьма удобно, хотя это совершенно разные люди, но один указывает на другого.

Сегодняшняя притча нам напоминает о событиях, связанных с Лазарем, потому что события, связанные с Лазарем, это когда кто-то из мертвых воскрес, а в притче богатый хочет, чтоб кто-нибудь из мертвых воскрес, хоть тот же самый Лазарь, — но этот Лазарь не воскреснет на четвертый день, — и чтобы он пошел и предупредил тех, кто живет подобно тому, как жил этот богатый, чтоб они не попали в ад.

Как мы знаем, этого не произошло, но притча эта рассказана для того, чтобы мы брали пример. Какой мы должны брать пример с Лазаря? Буквально — очевидно, что никакой, потому что нам не требуется для спасения лежать на гноище где-то и нищенствовать. В то же время, если мы будем богаты, то само по себе это еще не делает нас чадами погибели, не обрекает нас на погибель.

Мы можем вспомнить из Библии, прежде всего, Иова, который просто правильно относился к своему богатству, и в результате он это богатство имел до конца дней. Но в чем надо подражать, если не касаться внешних особенностей образа жизни? Подражать можно в том, к чему мы привязаны, что нам в жизни важно. Если мы христиане, то в жизни нам важен только Бог. Если перевести это на мирской язык, то это значит, что в жизни нам ничто не важно. Потому что то, что нам важно, то не в жизни.

Для христиан это совершенно иначе звучит, потому что для христиан Бог как раз в жизни, и вся их жизнь наполняется Богом, и живут они совершенно по-другому из-за того, что они живут с Богом. И это не просто проявляется в разных наших упованиях, когда мы проводим наши разные житейские расчеты, потому что без Бога они у нас были бы совершенно другие, – это есть, но это для нас не главное, это для нас незаметно. Для нас заметно, что  вообще просто все другое.

Когда ты жил в какой-нибудь темнице или в болезни, а потом вдруг освободился, и вот у тебя и тогда была жизнь, и сейчас есть жизнь, но это принципиально другая жизнь. Если и сможешь описать, в чем отличие, и правильно опишешь более или менее – это все равно будет достаточно невразумительно, потому что здесь такое отличие, что ни в какие слова не вместить.

Даже из своего житейского опыта можно найти немало таких примеров, но тут гораздо больше – та жизнь, которая с Богом, отличается от той жизни, которая без Бога, гораздо больше, чем жизнь в любой болезни отличается от жизни здорового человека, больше, чем любая неволя отличается от любой свободы.

И Лазарь в этой притче был человеком свободы. В притче он не воскресает, но другой Лазарь, который тут зашифрован, воскресает, освобождается от смерти. Это освобождение от смерти нам как христианам уже дано, и нужно только его взять. А как мы его можем взять? Только  поминая Бога, не теряя памяти Божией.

Поэтому не будем смотреть на то, что нас отвлекает, а отвлекают нас, прежде всего, наши собственные страсти всевозможные, которые нас увлекают и приятным, и страшным, и всячески нас треплют. И это также всякие сигналы извне, всякие события снаружи, в том числе и яркие, и трагичные. Мы не должны быть к ним бесчувственны и делать вид, что их нет, мы не должны быть какими-то отключенными, потерявшими человеческий облик существами, которые ничего не замечают.

Мы должны их воспринимать, понимать, думать, что с этим делать, как помочь другим людям. Это все нужное, но это не нужно пускать внутри себя. Внутри себя  у нас должна быть изоляция всегда, а не только во время карантина,  всегда должна быть внутренняя келья, о которой сказано в Евангелии, в которую никто входить не должен, а только ты и Бог, а все остальное должно оставаться снаружи.

Поэтому мы не живем в мире непосредственно, не плывем в этом океане, а мы находимся в батискафе, из которого никогда не выходим, и именно благодаря этому мы можем кому-то и помочь снаружи. Как легко заметить, и как многие справедливо говорят, что если ты хочешь помочь утопающему, то не надо рядом с ним тонуть – это ему не поможет. А если ты имеешь, на чем утвердиться, то, может быть, ты ему и поможешь, появляется какой-то шанс.

Поэтому будем утверждаться в том, в чем мы должны – в Боге. Будем с Ним иметь свое пребывание, независимо от того, что у нас происходит снаружи. Будем уподобляться тому Лазарю, который в этой притче был лишен всего земного, но не был лишен Бога, и потому оказался на лоне Авраама. Будем уподобляться тому Лазарю, о котором нам будет говорить богослужение следующей седмицы, который был другом Христовым и не остался в смерти поэтому, ожил, проложив тем самым путь и к Воскресению Христову, и к воскресению каждого из нас. Поэтому будем иметь память Божию и Бога с собой.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)