Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В нашем приходе уже много лет так заведено в Великом посту, что те проповеди, которые говорятся на литургии Преждеосвященных Даров, если это не какие-то особые праздничные дни, объединяются какой-то общей темой. Чаще всего эта тема задается какой-нибудь книгой. В этом году мы тоже возьмем книгу, которой хватит на два года, а именно «Систематический патерик», как его называют в науке – изречение святых отцов IV-V веков, особенно египетских пустынников, отцов-основателей монашества о разных предметах духовной жизни.

Эти собрания сочинений коротких изречений отцов или историй про них дошли в разном виде. В основном обнаруживается два вида. Первый — где все имена отцов расположены по алфавиту, а если имен не сохранилось, то такие рассказы идут отдельной частью, но это сейчас нам неудобно. Поэтому мы возьмем систематический, где они разбиты более чем на двадцать глав – в разных редакциях разное количество, — и каждая глава объединена какой-то темой. Внутри каждой главы там тоже по алфавиту идут имена отцов, которые что-то говорили и делали по этой теме, а затем идут анонимные изречения.

Почему это такое важно чтение? Почему вообще эта книга так важна? Она сформировалась как книга где-то на рубеже IV-V веков, потом в этом жанре появлялись и другие книги. Что здесь такого важного и такого интересного? Ведь если нам  нужно изучить подробности какого-нибудь богословия, то для этого есть богословские трактаты. Даже в богослужении есть такие части, в которых говорится о богословии так, чтобы все что-то поняли и запомнили.

Надо сказать, что эта книга очень нам помогает практическими советами в аскетической жизни. Это несомненно так, но и это не самое главное. Потому что практические советы — как нам и что делать, чтобы чего-то избежать и чего-то достигнуть, – это тоже дело трактатов, но аскетических. Это другой жанр, которым, мы, кстати, занимались в другие посты. Это «Лествица» Иоанна Синайского или сочинения Иоанна Кассиана. Вот если мы хотим узнать подробности того, как нам организовать духовную жизнь, то лучше и понятнее именно к таким произведениям обращаться, и тогда то, о чем мы сегодня будем говорить, просто нам будет помогать понять эти трактаты.

Так для чего же в первую очередь нам нужны «Изречения Отцов»? — Для того чтобы понять психологическое состояние людей, которые подвизаются. Эти истории, рассказы, а часто просто изречения не объясняют нам особенно умными словами, а дают понять, как мы могли бы это понять, просто разговаривая с человеком в жизни — все они записаны из разговоров с людьми, — как себя чувствуют и настраиваются те люди, которые достигли таких невиданных духовных высот. Трудно себе представить что-то более высокое в христианстве, чем египетские подвижники IV века, основатели монашества, которым по преимуществу принадлежат эти изречения.

Так же символично – не могу об этом не сказать, – что начинаем мы эти беседы в день, когда празднуют память святого Никифора и память его друга, далеко не святого, Саприкия. Неважно, насколько эти события достоверны исторически, но они очень достоверны духовно.

Были два друга христианина – Саприкий и Никифор. Они дожили до каких-то гонений на христиан, а незадолго до этого они поссорились. И почему-то, как тоже бывает между людьми, Саприкий ни за что не хотел простить Никифора, который его очень об этом просил. Потом Саприкия схватили мучители и стали мучить, как положено, а он, как положено, держался и отказывался исполнить их волю, то есть приносить жертву идолам. Тогда, когда Саприкий находился в узах, Никифор очень просил, чтобы тот его простил, а он по-прежнему отказывался. Кончилось тем, что Никифор принял мученическую кончину, почему мы и празднуем его память как мученика сегодня, а Саприкий, не желая простить Никифора, согласился на требования мучителя, принес жертву идолам и, таким образом, отпал от жизни вечной.

Я напоминаю, что в христианстве ведь нельзя никого судить или говорить, что сам бы ты вел себя лучше на их месте, но надо понимать, что такое хорошо и что такое плохо. В христианстве — при каких угодно обстоятельствах, по какой угодно причине, если ты принес жертву идолам, то ты отпал от Церкви — даже если ты сделал это только на словах или не делал вообще, а только купил об этом фальшивую справку у чиновников, будто ты принес жертву (в Римской империи был и такой коррупционный сервис).

Надо умирать, раз зовут. Если ты не умер, значит, ты отпал от Церкви. Не то что ты плохой христианин, а ты вообще не христианин. Аналогичного требования нет в исламе, нет в иудаизме, а вот в христианстве есть – это надо понимать. Таким образом, Саприкий не смог выдержать, потому что у него в душе была вражда.

Вот как важно иметь правильное душевное устроение – возвращаюсь я к нашей сегодняшней теме. О чем говорит первая глава «Систематического патерика»? Она называется «О совершенстве». Современные люди, читая такое, говорят: куда нам до совершенства, нам хотя бы просто немножко человеком стать.

Но если ваша задача такова, чтобы немножко человеком стать, то зачем идете в Церковь? Идите к психотерапевту – там как раз помогают такие задачи решать, причем, гораздо эффективнее. А Церковь нам не оставляет никакого выбора. Ты или хочешь быть с Богом – и тогда это будет спасением и оно же совершенство, — или ты будешь совершенно не так и не пойми как.

Неудивительно, что все в этой главе связано с тем, как жить настоящему монаху. Ты можешь быть не-монахом по постригу – никто не считает, что сам по себе постриг в монашество является чем-то таким принципиально важным. Но принципиально важно для всех — кто имеет этот постриг и кто не имеет – сделать монахом внутреннего человека. Разговоры о совершенстве неизбежно оказываются разговорами о правильном монашеском устроении.

В первом же изречении этого цикла авва Антоний – он идет на букву «А», но он и основатель всего египетского монашества – объясняет, что есть три главных принципа, которым надо следовать, чтобы прожить по-христиански, чтобы стремиться к совершенству.

Первый принцип: всегда иметь перед глазами Бога. Это означает все время быть перед Богом, иметь память Божию, предстоять Богу, все время помнить, что Бог здесь, сейчас и на тебя смотрит, и жить соответственно этому.

Второй принцип: ничего не делать, не имея на это подтверждения из Священного Писания. То есть если ты не понимаешь, почему аскетически правильно поступить именно так, как об этом учит Священное Писание в том смысле слова, в каком православная Церковь это принимает, – не только Библия, но и святоотеческие объяснения, — то надо стараться ничего такого и не делать. Бывает, что сделать все же надо, если мы не знаем этих объяснений, только надо понимать, что тут будет у нас большой риск. И потом надо будет проверить себя и, по возможности, исправить ошибки в сделанном.

И, наконец, третий принцип: не скоро менять свое место. Это тоже очень важный принцип – «постоянство места», как в средние века его будут называть. Если ты находишься сейчас на каком-то месте, жизнь тебя поставила – это касается и работы, и семейного положения, и жизни физически на каком-то месте, — то, может быть, и надо тебе его изменить. Никто не говорит, что никогда менять не надо. Но это должно быть без поспешности. Ты должен извлечь все возможности, все полезные смыслы из того, что ты находишься на данном месте, в данном жизненном положении, потому что место тут надо понимать не буквально — территориально, — а именно как жизненное состояние. А потом уже сознательно можно перейти, если будет нужда, но ты еще, может, поймешь, что ее и нет.

Сам Антоний, который это сказал, неоднократно менял места своей жизни. Но это надо делать нескоро, потому что иначе, как говорит другой отец в другом месте — Григорий Синаит, — не может пустить корни дерево, которое постоянно пересаживается.

Теперь еще раз вернемся к самому первому и главному – надо иметь перед глазами Бога всегда. Когда мы приходим в христианство с какой-нибудь посторонней целью, мы имеем перед глазами эту цель – например, здоровье, семейное положение, достижение каких-то житейских целей. Мы обращаемся к разным инструментам, и нам кажется, что таким инструментом может быть и христианство.

В принципе, конечно, это заблуждение, но  в частности это может быть и правильно, смотря кто так рассуждает. Если так рассуждает «младенец» в духовном смысле, который вообще раньше ничего не знал о Боге, то, конечно, младенцу Бог даст игрушку, чтобы он понял, что Бог о нем заботится. Поэтому такое инструментальное отношение к христианству оправдано, мы все с этого начинаем, собственно. Это необходимая фаза развития.

Но когда ты уже понимаешь, что Бог заботится, что Бог может дать все, что угодно, то надо понимать, что ничего не надо от Него, кроме Его Самого. Вот это главный принцип —  к Нему всегда обращаться, иметь Бога перед Собой. Это то, о чем говорит псалмопевец: «помянух Бога и возвеселихся». И также он говорит: «предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся» («я всегда видел перед собою Бога, видел, что усиливает меня, поддерживает с правой стороны, чтобы я не подвигся и не сдвинулся куда-то с правильного места»).

Вот это то, к чему нас обращает первая глава изречений святых отцов «Систематического патерика». Желательно, чтобы все ее прочитали сами, и не только ее, но весь этот патерик. Это такая книга, которую надо перечитывать постоянно, потому что она дает в жизни бодрость, как ничто другое, если на это настроиться. Мы забываем, отпадаем, а когда пообщаешься с такими людьми, — а там они сами как будто говорят, потому что с их слов записано, — то это здорово поворачивает мозги в смысле того, как смотреть на мир, на все свои проблемы.

Поэтому если у нас будут такие друзья, которые говорят такие слова, то, конечно, у нас будет другая жизнь. А если у нас будут такие друзья, которые живут так, как мы сами, а, может, еще и как-то разлагаются и на нас плохо влияют, то, конечно, и нам будет со всем этим не очень хорошо.

Поэтому обращаемся к святым отцам, к святому Антонию, стараемся вместе с ними видеть Господа перед собою всегда. Если не получается видеть в прямом смысле слова, то иметь память Божию и можем ощущать Его присутствие в нашей жизни здесь и сейчас. Постараемся так же ничего не делать без указания Божия через Священное Писание, и так же постараемся терпеть то, что нам приходится терпеть на том месте, где мы оказались в нашей жизни, чтобы постепенно это место перерасти — может быть, перейдя в другое место какое-нибудь, но в любом случае – перейдя в жизнь вечную.

Аминь.

епископ Григорий