Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня у нас праздник семидесяти апостолов, и я скажу честно, что не знаю, почему он установлен именно в эти дни. Понятно, что это связано с Рождеством Христовым и с Богоявлением, но как бы то ни было – это их особенный праздник. И как мы узнаем из сегодняшней службы, а если бы ее не было, то могли бы узнать из различных списков апостолов, что среди этих апостолов были такие люди, которые точно не ходили со Христом. А в Евангелии читаем, что были избраны, помимо 12 апостолов, еще 70 апостолов.

Это был такой список, который никогда не был известен, никогда не было точного списка 70 апостолов. Это символическое число, которое расширялось. В сегодняшней службе вспоминался даже Дионисий Ареопагит, хотя точно известно, что он с Христом не встречался. И это все хорошо, и обнадеживает – чуть позже я скажу почему. Но сначала вообще скажу, зачем понадобились 70 апостолов.

Может быть, мы не знаем всех деталей, почему понадобились 12 апостолов, но интуитивно понимаем, что народ Божий устроен так, как народ израильский, а там было 12 племен с 12-ю патриархами, и в новом Израиле будет тоже 12 патриархов – 12 апостолов. Здесь все понятно, но зачем 70? В Израиле тоже было 70, если мы вспомним Книгу Исход. Одна из первых остановок после Красного моря была в Елиме, и в Книге Исход только несколько стихов об этом – о том, что они остановились в оазисе, где было 12 колодцев и 70 финиковых пальм.

Об этом эпизоде была очень большая литература, которая до нас почти не дошла. И в Книге Исход написано, что для руководства Израилем было избрано еще 70 старейшин, то есть в Ветхом Израиле тоже было руководство семьюдесятью, а не только двенадцатью. И вот кто были эти старейшины, зачем они были нужны – совершенно непонятно. Понятно только, что они были совершенно отдельно от церковной иерархии, то есть это были не священники, и отдельно от тех, кто возглавлял 12 колен. О них известно мало, но совершенно очевидно, что в Новом Израиле понадобились эти 70 старейшин, которые тоже не входили в церковную иерархию.

Мы видим, что в состав этих 70 апостолов вошли диаконы, которые не были епископами, были и епископы, но другие были совершенно в стороне от церковной иерархии. И вот из этого можно понять, кого вообще называют апостолами. 12 апостолов возглавляют новый Израиль, но в целом об апостолах сказать этого нельзя. Вспомним, что к ним были причислены те люди, которые со Христом не ходили, и Он их при жизни не избирал, не назначал их ни на какое служение, но они появились.

И потом появлялись люди, которых Церковь прославляла как равноапостольных – то есть они тоже получали апостольство. И всегда это было безотносительно к церковной иерархии в институциональном смысле слова, многие из них были князьями своего народа, которые так вот использовали свое высокое положение, чтобы проповедовать, но не обязательно было так. Например, святая равноапостольная Мария Магдалина.

Получается, что есть некоторое апостольство, которое так важно для Церкви. Что же это такое? И мы видим, что это нечто большее, чем церковная иерархия. Сначала приходят апостолы, и там, куда они приходят, устанавливают Церковь с ее иерархией – появляются епископы и прочий церковный чин. Бывает, что сами апостолы становятся епископами, но это совершенно необязательно. Апостолы не входят в ту иерархию, которая была унаследована от Ветхого Завета, и которая, конечно же, тоже нужна. Это в ней мы называемся епископами, священниками, диаконами и так далее – вплоть до свещеносца.

Но апостолы первые и важны для всего церковного народа. Слово «апостолы» означает, что они  были посланы – посланы для того, чтобы насаждать Церковь. Но слова, которыми Господь их посылает в Евангелии, и которые мы сегодня читали за литургией, относятся вообще ко всем христианам, и это неспроста. А что это за слова? «Се Аз посылаю вы, яко овцы посреде волков». Что они означают?

Господь посылает Своих учеников в мир, где безопасность их не ждет, но где они должны свидетельствовать своей жизнью – и это означает мучеников, но и преподобных подразумевает – о христианстве. Апостолами являются все христиане, и мы в той степени апостолы — то есть не только званы, но и избраны, — в какой степени мы приближаемся к святости. Это и есть иерархия Нового Завета.

Иерархия священных санов – это ветхозаветная иерархия христианской Церкви. Но есть вот и новозаветная, которая называется апостольством, как способ послания христиан в мир. Все мы, независимо от нашего пола и возраста, но зависимо только от нашего прилежания и стремления ко Христу, посланы в мир как апостолы, как агнцы посреде волков – не как волки посреде волков, а как все-таки агнцы. И уж тем более, не как волки посреде овец – особенно это касается священников и епископов. Мы норовим быть волками посреде волков, но надо не так – надо, чтобы была какая-то немощь, но не от разленения души, а другая, в которой совершается Божия сила.

Вот так все мы становимся причастными дара апостольства. Конечно, можно сказать, что апостолы – это специальные люди, которых Господь избрал, но нельзя сказать, что он их избирал только во время Своей земной жизни. И это продолжается – кого Он призвал в христианство, того Он и избрал. Поэтому к апостольскому лику званных принадлежат все, кто услышал призывающий глас христианства. Те, кто еще не принял, но услышал призыв, могут и не последовать ему, как свободные люди, а, последовав, можно и свернуть.

И в истории 70 апостолов такое было, как мы знаем по преданию: некоторые из семи диаконов отпали. Детали в предании могут быть неизвестны, но факт тот, что не только среди 12-ти апостолов был один неудачный, но и среди 70-ти было еще больше неудачных, а среди последующих христиан – еще больше. Поэтому нам надо постараться быть не самыми неудачными и уж, по крайней мере, не предавать. Вот кто такие апостолы. И если коротко отвечать, то апостолы – это мы. Только насколько мы достойны своего призвания – это другой вопрос.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)