Таинственный по содержанию праздник. Разные варианты последовательности событий в Евангелии. Празднование Вознесения в ранней Церкви. Не важно, когда именно было Вознесение, а важен его смысл. Господь и возносится, и не отлучается от христиан. Второе пришествие будет только для неверующих. Господь вознесся, чтобы вознести с собою христиан и даровать им божественную жизнь. Облако — божественный свет. Как жить, чтобы наша жизнь была “сокрыта со Христом в Боге”.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы совершаем праздник Вознесения Господня. Этот праздник — один из самых таинственных по своему содержанию и по тому, что мы о нем знаем исторически из Нового Завета и из церковного Предания. Потому что в некоторых случаях мы знаем о том, что мы празднуем, хотя бы потому, что Христос, например, родился, и мы знаем, что Он делал после этого. Но когда мы говорим, что Христос вознесся, то Он как раз после этого исчез из поля нашего зрения, по крайней мере, пока мы взираем как люди земные, как взирали и ученики, присутствовавшие при вознесении, и не можем так вот прямо сказать, зачем это произошло, и что с Христом теперь происходит. А это открывается, только если обратиться к учению Церкви, которое, как всегда, бывает неочевидно.
Но также и в отношении самой последовательности событий Новый Завет устраивает для нас некую тайну. Потому что в Евангелии от Луки и от Марка, где излагается один и тот же рассказ, который, скорее всего, восходит к Евангелисту Луке, говорится, что Христос вознесся не на 40-й день, как мы это сейчас празднуем, а прямо в самый день Воскресения. Он являлся в течение этого дня разным людям из числа Своих учеников, а в конце дня Он отвел их на гору Галилейскую и вознесся. И что здесь говорится о том самом вознесении, которое мы празднуем, на это косвенно указывается в церковном Предании, потому что никаких других евангельских чтений на этот день нет, никогда не было и быть не может. В то же время, на основании того, что говорится в Деяниях Апостольских, мы совершаем праздник Вознесения только на 40-й день после Пасхи, т.е. сегодня. Но что точно сказано в Деяниях Апостольских (мы это сегодня читали)? Что Господь, после того как Он явился ученикам в день Воскресения, являлся еще в течение 40 дней, а после этого вознесся. Ранняя Церковь понимала это указание совсем не так, как мы его понимаем теперь и как его начали понимать где-то с IV века, а еще позднее это понимание стало общепринятым. Исторически до IV века, да и в IV веке тоже, праздник Вознесения никогда не праздновался на 40-й день после Пасхи, а праздновался вместе с Пятидесятницей; это был вообще один и тот же праздник. Праздники Пятидесятницы и Вознесения составляли не два праздника, а один; просто в древнее содержание праздника Пятидесятницы входила также и тема Вознесения. И разделение этих праздников, так же как разделение праздников Богоявления и Рождества Христова, это очень поздний процесс, который прослеживается по доступным нам источникам, начиная с IV века. Как же это они получали из 40 дней, которые упомянуты в Деяниях Апостольских, дату не 40-го дня по Пасхе, а дату Пятидесятницы? Ясного ответа на это в Предании церковном нет, и современная наука тоже не отвечает на этот вопрос; а если допустить тут некоторые предположения, исходя из данных современной науки, то можно сказать следующее.
Праздник Пасхи составлял неделю и потом еще два дня, т.е. 10 дней продолжалось особое празднование, и потом, во вторник второй седмицы, когда у нас сейчас Радоница, был некий особый праздник, который восходил к Ветхому Завету (в подробности этого я сейчас не буду входить) и завершал, собственно, то, что мы сейчас называем Светлой Седмицей, только это получалась “седмица” из 10 дней. И вот, начиная от этого дня, отсчитывалось 40 дней, и получалась суббота перед Пятидесятницей. Почему и сохранялось довольно долго мнение, что Вознесение произошло не в четверг, а в субботу. Видимо, когда-то его и праздновали в субботу. Но поскольку эта суббота была накануне Пятидесятницы, то все это составляло один праздник, потому что главным в нем было празднование, совершаемое не днем, а ночью с субботы на воскресенье. Вот и получалось совпадение праздников. И в пользу этого говорит также то, что в Евангелии упомянуто, что они взошли на гору Елеонскую, которая находилась на расстоянии субботнего пути, т.е. это указывает, что они не нарушили субботу, и может косвенно свидетельствовать в пользу того, что это происходило в субботу.
Так это было или не так, мы не знаем; и все эти реконструкции, даже если они и верны, неспроста не были нам сохранены Священным Преданием. Если бы это было важно, они были бы сохранены, и мы бы точно все это знали. А здесь важно не то, в какой именно день было Вознесение. Богословски оно, конечно, связано с Пятидесятницей, потому что именно в день Вознесения Господь обещал послать Утешителя, Духа Святаго. Понятно, что оно связано и с Воскресением, потому что это было во время одного из явлений, которыми Господь удостоверял Свое Воскресение, хотя это было не первое из таких явлений. Но, самое главное, — что вообще произошло? Казалось бы, Господь отлучается от учеников. Именно это они видели своими телесными очами. Но Он же им говорит: “Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века”, — т.е. что Он не отлучается от них. Вопреки тому, что видимая реальность состоит в разлуке, настоящая реальность, на которую Он указывает Своими словами, состоит в том, что Он остается вместе с Апостолами. И как же это происходит?
Конечно, если мы христиане, мы должны сами это понимать. Потому что если мы причащаемся Тела Христова, если мы христиане, — а христиане мы только в том случае, если мы причащаемся Тела и Крови Христовых, т.е. находимся в Теле Христовом, — то не может это самое Тело Христово возноситься от нас, чтобы потом придти. Оно возносится от мира, для того чтобы потом придти во время Второго пришествия уже со славою, но оно не может возноситься и не возносится от самого себя, а наоборот, вместе с ним возносимся мы. И потому в церковных песнопениях, да и у отцов Церкви часто говорится, что Господь вознесся для того, чтобы нас, христиан, т.е. тех, которые вместе с Ним составляют Тело Христово, посадить одесную Бога и Отца, т.е. открыть нам божественную жизнь. И поэтому Апостол Павел говорит, что жизнь наша “сокрыта со Христом в Боге”. Она именно сокрыта для мира, она будет сокрыта и для нас, если мы будем смотреть на нее мирскими глазами. Потому что, действительно, Бог для мира сокрыт. То, что внутри Бога, для мира сокрыто — естественно, сокрыто со Христом. И наша жизнь, если она — со Христом не в переносном каком-нибудь смысле, а в прямом, как об этом учит Церковь, тоже для мира сокрыта. И поэтому Христос скрывается из глаз. И как он скрывается из глаз, в чем? На это указывает еще одна деталь, которая упомянута при описании Вознесения, — Он поднимается на облаке. Что такое облако? Когда мы читаем в Священном Писании про облако, мы должны понимать, что облако есть обозначение мрака и одновременно обозначение света, и это все восходит к тому, что описывается при исходе Израиля из Египта, когда столп огненный шел перед ними ночью, а столп облачный днем. Это был один и тот же столп, который казался то светом, то мраком, т.е. непроницаемым туманом. И все это означает божественную славу, божественный свет, тот самый свет, который был явлен во время Преображения. Короче говоря, это именно явление Самого Бога, Который, как говорит святой Дионисий Ареопагит, одновременно есть и божественный свет, и неприступный мрак. И именно в этом неприступном мраке, который есть Сам Бог, сокрывается Христос в Вознесении, и поэтому вместе с ним наша жизнь сокрывается в Боге, по выражению Апостола Павла. Вот каков смысл сегодняшнего праздника.
И мы должны помнить, что наша жизнь “сокрыта со Христом в Боге” — то, что на самом деле является жизнью нас как христиан. А как это помнить? Надо вспоминать об этом тогда, когда мы об этом забываем. А забываем мы об этом тогда, когда мы видим, что в нашей житейской жизни происходят разные неудачи, что это у нас плохо, а то не получается, что происходят различные разлуки, в том числе и смерть близких. И все это, конечно, по внешнему нашему плотскому человеку составляет скорбь, потому что, действительно, внешний наш человек при этом испытывает лишения, ничего тут не скажешь, — испытывает. Но мы должны понимать, что мы не сводимся к нашему внешнему человеку, что главное то, что в нас присутствует жизнь Христова. И не только Христос в нас присутствует, но и сами мы в Нем живем, и в этом и состоит наша самая главная жизнь. Вот, не будем о ней забывать, будем стараться молиться, и это удержит нас и от скорби, и от падения во всяки ненужные раздражения, и от прочих грехов и всяких дурных привычек. И постепенно, если мы будем все время обращаться к Богу, когда чувствуем, что мы отпадаем (а для этого надо просто все время к Нему обращаться), если будем каяться в своих падениях, в чем бы они не состояли, пусть они будут только мысленные или это будут какие-то совершенные нами действия, то тогда, конечно, мы будем укрепляться в нашей вере, и по исходе из жизни сей, можно надеяться, жизнь наша тоже будет сокрыта со Христом в Боге. Аминь.