Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Вместе со св. Елисаветой была убита инокиня Варвара и еще некоторые представители Царской Семьи; св. Елисавета учит нас хранить православную веру, узнав ее один раз, и делать то, что потребуется для ее хранения; нужно, приняв православие как свою личную веру, делать все, чтобы не отпасть от него; верность православию привела первого настоятеля Санкт-Петербургского храма св. Елисаветы к тому же, к чему и ее саму — его убили; св. Елисавета при жизни не считала себя богословом, но постепенно приходила к все более строгому монашеству; третье издание книги “На горах Кавказа” было выпущено на деньги св. Елисаветы; в споре об имяславии св. Елисавета заняла православную позицию и повлияла на Царя, поэтому, пока Николай II царствовал, не было никаких репрессий против имяславцев;св. Елисавета являет нам пример того, как богословствовать в нужных случаях и как человек должен болеть о судьбе своего государства; нужно молиться св. Елисавете, чтобы она нас научила подражать ей, как образцу истинного исповедания во время церковных смут.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память нашей святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы и всех мучеников, которые пострадали вместе с ней. Вместе с ней были убиты инокиня Варвара из ее Марфо-Мариинской обители, которая сопровождала великую княгиню с самого момента ареста, и еще некоторые представители царской семьи, которые были арестованы только за то, что они принадлежали к царской семье, и за это же они были не только арестованы, но и убиты. Их убиение совершилось на следующий день после расстрела самого Царя и его Семьи. Поэтому вчера у нас была память царственных мучеников, а сегодня память Алапаевских мучеников.

Алапаевск – город в небольшом расстоянии, примерно в ста двадцати километрах, от Екатеринбурга, где совершилось злодеяние над царской семьей. Шахта, в которую сбросили мучеников, уже тогда, в 1918 году, была недействующей, и сейчас она тоже осталась, хотя почти вся уже засыпана, но осталась довольно глубокая воронка в несколько метров. Внутри этой воронки сделана клумба в память о мучениках, а вообще на месте рядом с этой шахтой Московская патриархия учредила монастырь.

Чему учит нас святая преподобномученица Елисавета? Она учит нас двум вещам: хранить православную веру, узнав ее один раз, и делать то, что потребуется для ее хранения. Заранее мы не можем знать, что от нас потребуется, так же как и она этого заранее не знала. Елисавета была воспитана хотя и в благочестивых христианских традициях, но ни в коем случае не православных – она была лютеранкой. Но в пределах своего лютеранства старалась понять о Христе то, что можно.

Так же и в наше время многие в советской России были воспитаны в традициях, конечно, не лютеранства, а обычно атеизма, но старались, может быть, узнать что-то о Боге или что-то такое, чему они не знали названия, но на самом деле это было о Боге, из тех источников, которые у них были, вплоть до атеистической литературы. И в какой-то момент своей жизни такие люди приходят к тому, чтобы узнать православие, как в свое время пришла к этому св. преподобномученица Елисавета.

Эти люди принимают православие, узнав о нем, а, приняв, уже держат. Им уже важно не то, что кто-то, из слывущих православными, подумает о них, что они благочестивы или неблагочестивы, не то, чтобы как-то выглядеть православно, а заботятся они исключительно об одном – чтобы не отпасть от православной веры, которая для них никогда не является народным обычаем, а является лично ими принятой верой. Так бывает с большинством православных христиан, которые сейчас обращаются, потому что, к сожалению, мало осталось за годы советской власти православных семей, и обращаются люди без всяких семейных традиций.

Вот таким же был и основатель нашего храма отец Александр. Он обратился в православие без всяких семейных традиций, просто, как некоторые советские люди, которые, в принципе, знали то же самое о Боге и о Церкви, что и вообще все советские люди знали, то есть почти ничего, но хотели узнать. Тогда они стали узнавать и в это верить. А когда ты веришь, то начинаешь этим жить, потому что только своей жизнью проверяется, веришь ли ты на самом деле или нет, и тогда открывается тебе все больше и больше.

Так и отец Александр наш узнал о Церкви, а впоследствии он узнал и о том, что православие у нас сейчас разделилось на разные течения, и многие из тех, кто именуют себя православными, на самом деле отпали от веры, и таких большинство. Так Господь привел его в истинную Церковь, привел только потому, что знал, что ему это надо, что он этого ищет. Бог не приводит тех, кто не ищет.

Дальше оказалось опять совпадение в судьбе нашего первого настоятеля, создателя этого храма, и святой преподобномученицы Елисаветы. Совсем в других условиях, при других обстоятельствах, но возникла сходная ситуация, когда необходимо было поступать по православному – сохранить православную веру. Хранить православную веру – это не когда ты умом хранишь ее, но в жизни поступаешь вопреки православной вере, а когда поступаешь в жизни так, как она велит. И верность православию привела нашего первого настоятеля к тому, к чему привела и святую Елисавету – его убили. Отец Александр тоже стал мучеником, поэтому получается, что у нас храм двух мучеников: святой Елисаветы, которой храм был посвящен изначально, и отца Александра, нашего первого настоятеля.

Глядя на пример св. Елисаветы, мы должны понимать еще и вотчто: нельзя говорить, что я человек простой, я богословием не занимаюсь, не разбираюсь в этом, поэтому всякие догматические тонкости меня не касаются. Казалось бы, святая преподобномученица Елисавета имела полное право так говорить. Она ни в коем случае не считала себя богословом, не занималась богословием, веровала, как простой человек верует. Но, стремясь к духовной жизни, она все ближе и ближе приводила себя к более строгому монашеству. Фактически она стала монахиней в последние годы своей жизни. Спрашивается, причем тут богословие?

Оказалось, что богословие – это важно, потому что в ее время, хотя не было еще таких смут, которые впоследствии потрясли все православные Церкви (они начнутся с двадцатых годов), уже началась афонская смута, когда нечестивое учение, отвергающее почитание имен Божиих, провозгласил сам Синод Российской Церкви. Св. преподобномученица Елисавета, видя, что происходит в собственной Церкви такое разделение в вере, не могла остаться к этому равнодушной, старалась это изучить, и как православные люди всегда в таких случаях делают, она обращалась к двум источникам.

Во-первых, сама читала книги,и, прежде всего, святоотеческие. Надо сказать, что книга “На горах Кавказа”, с которой пошел этот спор, точнее из-за ее третьего издания, которое вышло в 1911 году, была издана на деньги, пожертвованные святой преподобномученицей Елисаветой. Она эту книгу читала раньше в двух первых изданиях и, посоветовавшись со старцами своими, дала деньги на третье. При этом она всегда имела один важнейший критерий для того, что бы узнать, на чьей стороне правда, – святоотеческие книги.

Во-вторых, св. преподобномученица Елисавета общалась с людьми по-настоящему духовно опытными. Тогда, в предреволюционной России, еще можно было их встретить, если этого хотеть, а она, разумеется, и захотела, и постаралась. Она общалась со старцем Германом и некоторыми другими, и все они держали совершенно однозначную позицию. Хотя, действительно, были и другие люди в то время, которые тоже слыли духовными, и сначала тоже занимали в этом споре ту же позицию, что и св. преподобномученица Елисавета, но потом, только потому, что начальство, а им был Синод, приказало, изменили свое мнение. Таким был, например, Варсонофий Оптинский.

Но св. Елисавета ни в коем случае не могла бы так сделать, никакие постановления Синода сами по себе ни в чем богословском ее убедить не могли, потому что правильно богословствует только тот, кто сам свят, а не тот, кто начальник и занимает высокие церковные должности. Она повлияла на царя и определила во многом его отношение к этой проблеме, который тоже занял позицию православную. Несмотря на все решения Синода, пока Николай II царствовал, никаких репрессий против имяславцев употребить не удалось, и соответствующие постановления Синода оставались только на бумаге.

Таким образом, Елисавета являет нам пример того, как нужно богословствовать в нужных случаях. Конечно, она показывает также и пример того, как человек должен болеть о судьбе своего государства. Хотя мы, православные люди, а тем более монахи, как это уже относилось к Елисавете, понимаем, что отечество наше – небесное, что на земле у нас в строгом смысле слова не может быть никакого отечества, что мы пришельцы, где бы мы ни были на земле. Но, тем не менее, той стране, в которой мы живем постоянно, мы должны быть благодарны, и надо молиться, чтобы как можно лучше жилось людям этой страны. Собственно, монахи и существуют для того, чтобы молиться за мир, а люди, которые понимают, как это важно, потому и любят монахов, и хотят, чтобы в их стране жили монахи, которые бы за нее молились.

Поэтому судьбы земного отечества или, как в случае св. Елисаветы, не отечества, а той страны, в которой приходится жить, тоже нам далеко не безразличны. Св. Елисавета, конечно, очень переживала за то, что происходило во время первой мировой войны и накануне, не озлобилась и во время революции. Поэтому она категорически не могла принять фигуру Распутина – типичного лжестарца, который эксплуатировал экзальтированную религиозность. Из-за этого она даже поссорилась с родной сестрой Императрицей Александрой, и последние годы жизни они почти не общались, но примирение все-таки было в конце. Великая княгиня считала, что Распутин – это бедствие для России, и что просто по своей духовной неопытности ее родная сестра и увлеченный ею супруг (Царь Николай II) держат при дворе это чудовище.

Так Елисавета показывает нам сочетание и монашеской жизни, и трудов милосердия, о которых мы все знаем, и таких вещей, о которых часто говорят, что они не относятся к православным людям, тем более к монахам. Она думала о судьбах государства и о судьбах православия, о тех догматических спорах, которые тогда грозили пошатнуть и на самом деле пошатнули православное исповедание в Российской Церкви.

Мы должны особо ей молиться в наше время, когда происходит еще больше смут, по крайней мере, для Церкви, а может быть — кто знает? — и для государства, хотя трудно предположить для нашего государства большую смуту, чем та, что произошла в конце жизни св. Елисаветы. Мы должны брать с нее пример, и, самое главное, молиться ей, чтобы она нас научила следовать ей как образцу истинного исповедания, чтобы она не оставляла нас своим покровительством и объясняла как прожить в этом мире не для того, чтобы существовать здесь как можно дольше и как можно лучше, не для того, чтобы просто прожить, а для того, чтобы использовать то краткое время земной жизни, которое нам осталось, для приобретения жизни вечной.

Аминь.