Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, в Великий вторник, мы совершаем воспоминание Страшного Суда. Как закреплено во всех богослужебных традициях всего христианского мира, в этот день Христос говорит перед расставанием со своими учениками длинную проповедь о Страшном Суде, о том, как все это будет происходить. Мы об этом начали читать вчера и закончили сейчас за литургией. Это происходит, согласно преданию, после Тайной Вечери, которая, видимо, исторически была во вторник, а ночью со вторника на среду Господь Иисус Христос был арестован.

Через это получается, что было достаточно времени для всех тех допросов, которые описываются в Евангелии, потому что за ночь два первосвященника и Понтий Пилат не стали бы Его допрашивать, особенно Понтий Пилат, так как ночь – это совершено не рабочее время. А тут получается, что впереди еще среда и четверг – достаточно времени для того, чтобы все допросы прошли.

И сегодня воспоминание проповеди на горе Елеонской, совершенной после Тайной Вечери. А через воспоминание этого факта мы вспоминаем и содержание этой проповеди – сегодня особое воспоминание Страшного Суда. Перед постом, в масленичную Неделю у нас было тоже воспоминание Страшного Суда, и там вспоминается именно сам Страшный Суд, а сейчас — в связи с проповедью Христовой на горе Елеонской.

Сегодня мы читали именно ту часть, которая наполнена притчами, показывающая, как Господь будет судить, и можем лишний раз почувствовать, насколько суды Божии отличаются от судов человеческих. Это дается понять разными, как мы можем сказать современным языком, нестыковками.

Вот была притча о десяти девах, где все десять дев спали – и мудрые, и юродивые. Но потом в качестве вывода говорится: бодрствуйте, потому что не знаете, в какое время приидет Сын Человеческий. Но “бодрствуйте” — это, скорее, относится уже к другим притчам, например, про слугу, который должен был знать, в какое время вернется господин, или про другого слугу, который должен был все время бодрствовать, потому что он не может знать, когда придут воры.

То же самое сказано в притче о девах, где все спали. Как же это может быть? Исторически можно сказать, что это сложилось в процессе редактирования Евангелия. А есть другая версия, тоже в священном Предании, где мудрые девы не спали, а юродивые спали.

Как раз тропарь, который сейчас поется, относится именно к этой версии. Там говорится: “Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща”. Жених все-таки к девам идет, и блажен тот, кто бодрствует, хотя здесь смешиваются девы и раб. Но это такие вещи, которые заставляют нас задуматься о смысле того, что говорится в Евангелии.

Но есть и более важные нестыковки даже в том, что мы сейчас читаем. Мы прочитали знаменитую притчу о том, где Господь Сам Себя уподобляет не какому-то хорошему человеку, любящему отцу, как в других притчах, например, а, наоборот, человеку плохому, жадному и злому, который делает то, что запрещено, по крайней мере, про отношению к евреям. Он дает деньги для того, чтобы получить с них лихву, и хвалит тех, кто получил этой лихвы побольше, то есть того, кто больше преуспел делать плохое.

И когда несчастный человек, получивший один талант, приходит и говорит, что я знаю, что ты такой человек, который собирает там, где ничего не потерял, и жнет там, где не сеял, и я скрыл твой талант, и вот, пожалуйста, ты сейчас его получаешь. То есть он ничего не украл у него, сохранил талант, не нарушил даже никакой инструкции, потому что сказано, что господин просто дал эти деньги, но прямо не указал, что их надо пустить в рост. Что же отвечает ему на это господин?

Он говорит, что это отягчающее для раба обстоятельство, так как ты знал, что я человек, который склонен к лихоимству, знал, что я жестокий, и ты должен был сделать, как сделали те. То есть получить неправильную прибыль в как можно большем количестве, потому что ведь проценты с денег – это неправедная прибыль, согласно ветхозаветному учению, особенно если берется со своих соплеменников-иудеев.

Дальше он говорит, что ты это должен был сделать, и сейчас будешь наказан, причем не как-нибудь, а будешь выброшен в тьму кромешную. Большего наказания просто быть не может. Получается, что в этом нет никакой справедливости и красоты. В том то и дело, как объясняют святые отцы, что Имя Божие есть во всем – и в злых делах тоже можно видеть красоту, добро и правду Божию.

И здесь тоже надо было увидеть. Мы все, конечно, привыкли правильно понимать эту притчу, даже если мы особо над ней не думаем. Ее часто пересказывают в таком ключе, что надо постараться получить как можно больше пользы от того, что тебе дает Бог. Это совершенно верное толкование, но кроме того, что Бог дает, Он еще ожидает, что мы будем Его слушаться, а не смотреть, добрый Он или не добрый, праведно или неправедно то, что Он от нас хочет.

Он хочет, чтобы мы смотрели совершенно безоглядно. Мы должны стараться это понять, а, поняв, стараться выполнить. Вот почему даются такие примеры, где Бог Сам Себя представляет чуть ли не каким-то, как в данном случае, бандитом. Все это для того, что бы мы понимали, что у нас есть только один Судья – Бог; что Он судит не так, как судил бы на Его месте кто-нибудь из людей, например, мы сами.

Поэтому мы не должны судить никого другого, а сами для себя должны выбрать только один критерий – понимать волю Божию и стараться ее держаться.

Аминь.