Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы продолжаем наши беседы на «Собеседования» преподобного Иоанна Кассиана. Сегодня у нас вторая беседа аввы Серена, которая посвящена тому же самому, чему была посвящена первая, но не совсем. Речь пойдет о том, как духи зла на нас действуют, толкают нас под руки  все время, и о том, что мы имеем внутри, чтобы этому противиться и находить правильный путь.

И вот, продолжая тему предыдущей беседы, авва Серен подробно рассказывает о том, что бесы тоже образуют свои иерархии, там есть кто-то главный, кто-то не главный, и они особенно радуются тому, чтобы кто-то из нас совершал грехи.  То есть они не довольствуются тем, что совершают зло, но хотят совершать его именно через нас. Почему в этом какое-то особое удовольствие, что в этом такого?

Главный грех, из-за которого отпали бесы – гордость. Гордость сама по себе вовсе не подбивает искать чужого падения, потому что гордость как раз изолирует гордящегося, ему уже все  равно, что происходит с другими. Но здесь не просто гордость, но за ней еще последовала зависть. Как первым людям когда-то позавидовал сатана и дал им свой лукавый совет, так же и сейчас бесы хотят, чтобы люди согрешили, не получили того, для чего они сотворены, и оказались в таком же положении, как сами эти бесы.

Поэтому зависть бесовская заставляет их все время толкать нас на зло. Но поскольку  они не могут нам оказать зло сверх попущения Божия, то они нас толкают на то, чтобы мы сами впадали в это зло, чтобы мы своей свободной волей его выбирали. И вот если они все время около нас, почему мы тогда их не видим? Казалось бы, если мы их будем видеть, то тогда это хорошо. Или если не видеть, а хотя бы понимать могли все люди от рождения, а не только те, кто как-то духовно для этого созрел. Тогда люди могли бы избегать таких опасностей.

Но на самом деле это не было бы хорошо, как объясняет авва Серен. Во-первых, все были постоянно в шоке и устрашении. А с другой стороны, все время видя пример зла перед собой, люди бы склонялись гораздо больше ко злу, потому что получалось бы, что люди живут все время в обществе бесов, и они бы это понимали, и склонялись бы на их сторону. Как говорит апостол Павел, «худые сообщества развращают добрые нравы». А в народе говорят: с кем поведешься, от того и наберешься.

К сожалению, подавляющее большинство людей, а можно сказать, что и все хотя бы в той или иной мере, подвержены тому, чтобы принимать те жизненные ценности, которые имеют люди вокруг них. Чтобы сделать какой-то сознательный шаг и отказаться – нужно еще созреть. Редко кто может так вот сразу отказаться, только если он прямо призван Богом, о чем мы уже раньше говорили.

Поэтому получается, что в большей степени полезно не знать того, что бесы делают для нашего падения, и не знать их самих. Хотя, конечно, их коварство понимать надо, чтобы не было никакой такой слабины в моей жизни, в моем отношении к самому себе, чтобы бесы этим не воспользовались. И надо понимать, что если я сейчас ослаб, то бесы, наоборот, усилятся именно в этом отношении, чтобы я еще больше ослаб и совершил, в конце концов, что-то недолжное.

Они начнут с того, чтобы помешать мне сделать то, что я должен, не дать мне сотворить какую-то добродетель, а постепенно подведут меня к тому, чтобы я сделал то, что не должен делать, то есть введут меня в грех. Казалось бы, вот такое плохое положение.

Конечно, мы знаем, что благодать Божия помогает нам найти истинный путь, призывает нас, и кроме того, ограничивает воздействие бесов на нас. Но есть нечто и другое, что тоже можно назвать действием благодати Божией, но это особенное действие, которое действовало в людях с самого начала.

А именно, Господь так создал человеческую природу, чтобы в ней было правильное представление о  Боге. Причем не просто правильное, а по-настоящему правильное представление о том, Кто Такой Бог, и как Ему служить. Вот об этом говорит авва Серен.

Есть у богословов разных конфессий спор: есть ли у человека правильное богопознание. Конечно, если мы вспомним про Адама, то скажем, что у него было правильное богопознание. Оно держалось потом довольно много поколений, хотя, может быть, постепенно и разрушалось, и не в таком уж совершенстве оно держалось. Но недаром разные требования, которое нам известны из закона Моисеева, были исполняемы праведниками Ветхого Завета, которые жили еще раньше Моисея. Например, Авраам дал десятину священнику Мелхиседеку, или люди услышали, что надо поклоняться только одному единственному Богу.

Вот эти вещи заложены в человека. И сам Закон Моисеев был нужен не потому, что человеческий род никогда не знал того, о чем в нем говорилось, а потому, что человеческий род в общем и целом это слишком хорошо забыл. Закон Моисеев является напоминанием естественного закона, который в людях был. Но так как Закон Моисеев не до всех дошел, то надо понимать, что разные люди, которые о нем не слышали, может быть, не все забыли из того естественного закона, который был в них.

В этом смысле авва Серен понимает слова апостола Павла о том, что те, кому дан Закон Моисеев, судятся в соответствии с этим Законом, а те, кто его не получил, они все равно будут судиться в соответствии с тем естественным законом, который есть у них внутри. Это мы сейчас тоже можем применить ко многим людям, которые либо вообще ничего не знали о христианстве и о законе Моисеевом, либо знали то, что мы не можем считать за истинное знание, потому что им рассказали какие-нибудь еретики или авторы художественной литературы, которые сами мало что знали об этом.

Суд Божий соответствует тому, что промыслом Божиим этому человеку открыто. Строго говоря, мы не знаем про каждого человека, что ему открыто, именно потому, что мы не можем сказать со стороны, насколько он знает или забыл естественный закон. Но напоминание этого закона для нас  — Писание. Писание, связанное с Ветхим Заветом, напоминает нам только закон, а Новый Завет напоминает нечто большее.

Что такое Писание, как оно нас поддерживают? — Об этом тоже говорит авва Серен. Божественные Писания похожи на некое поле, на котором растут разные овощи и разные злаки. Среди них есть такие, которые можно сразу есть, или такие, которыми кормятся животные – они сорвали, сразу съели и получили от этого пользу.

Это такие места Священного Писания, которые понятны без всякой подготовки, и которые так и нужно усваивать – без всякой подготовки. Например, то, что Бог един, что нет никакого другого бога. Эти вещи очень важны, и их надо понимать буквально. И кто понял это буквально, тот понял самое главное, что там сказано.

Но есть места, которые, может быть, тоже могут быть поняты без какой-то подготовки – например, Евангелие многим людям читать интересно, полезно, и оно их как-то располагает к христианству, — но там много такого, что с подготовкой и пониманием можно с гораздо большей пользой понять. Поэтому мы читаем толкования святых отцов на Евангелие и много нового понимаем в самом Евангелии в тех текстах, которые мы знали. Это можно сравнить с той едой, которую можно было бы без всякого приготовления поесть, но лучше сварить, и  она будет лучше усвоена.

Но есть и такая, которую вообще нельзя есть, если не сварить. Вот, например, грибами у нас можно очень легко отравиться, если их не обрабатывать очень долго. В Священном Писании тоже много таких мест, которые, если их принять буквально, скорее приведут к тому, что можно отравиться.

Тут он приводит свои примеры, а я приведу то, что мы перед Великим Постом слышим: «Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам: блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень». В некоторых храмах даже стыдливо не поют этих слов, потому что разбивать о камень каких-то младенцев — это именно то, что одобряется в этом псалме в буквальном его смысле, и то, что требуется от нас в буквальном смысле.

И вот некоторые места в Писании повреждают нас, если мы их в неприготовленном виде употребляем. «В приготовленном виде» тут означает, что это надо понимать в смысле духовного отношения к дщери Вавилонской, то есть к злым помыслам при их рождении, пока они еще не укрепились. Не надо давать им укрепляться, надо разбивать их о камень, которым является Христос и призывание Имени Божия. Конечно, может быть, когда-то для кого-то эти слова имели буквальный смысл, но не в этом смысле они стали частью церковного Предания.

И вот о чем нам говорит авва Серен: да, есть толкающие нас под руку и постоянно следящие за нами бесы, которые никогда не дадут нам покоя сами по себе, но, в то же время, у каждого человека есть естественный закон, который в нем может быть больше или меньше забыт. Но для напоминания его у нас есть закон Моисеев – у христиан он точно есть (только у христиан он сохраняется неискаженным). И наконец, у нас есть Закон Евангельский, который уже можно назвать Благодатью, а не Законом, и который всегда для нас открывается.

И обращаясь к Священному Писанию, мы обращаемся как к разным овощным культурам, к разным злакам, которые мы собираем с этого великого поля для того, чтобы приготовленными, а иногда и сырыми их есть и питать свою душу. И вот если мы будем пребывать не в общении с бесами, а именно в общении с Богом через молитву и через чтение божественных Писаний, но именно через такое вот правильное чтение, то тогда мы будем понимать, как нам жить, и как нам не поддаваться разным уклонениям налево и направо.

Аминь.

епископ Григорий