Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы слышали в Евангелии притчу Господню о том, что христианство против справедливости, – почему нельзя быть справедливым. Конечно, и без притчи понятно, что самое плохое, что с нами может произойти, это если Господь будет судить нас по справедливости. Поэтому, конечно, сами мы против справедливости, потому что ничего хорошего для себя от нее не ждем.
Но очень часто бывает, что мы сами все время настаиваем на том, чтобы нам быть справедливыми в отношении кого-то. Это когда мы аргументируем так – даже неважно, правильно или не правильно, — что, вот, я поступаю с ним справедливо. Мы часто так ссылаемся как на что-то нас оправдывающее, будто мы имеем право на то, чтобы быть с кем-то справедливыми.
Это совершенно не так, о чем и говорит сегодняшняя притча. Притча заключалась в том, что некий человек был должен своему господину много денег и никак не мог отдать. И тому уже все надоело, и по суровым тогдашним законам, он решил всю его семью продать в рабство, и таким образом получить эти деньги, что было абсолютно справедливо по закону.
Но когда он уже стал это делать, то тот взмолился – конечно, ему не хотелось в рабство всей семьей. Тогда господин его помиловал и простил ему этот долг, поступив, таким образом, совершенно несправедливо.
После этого этот человек встретил того, кто, наоборот, ему был должен, но гораздо меньшую сумму, но такую, что и за ее взыскание должнику грозили такие же неприятности. Тот очень просил дать отсрочку, но этот ждать не стал и начал обращаться справедливо. Надо сказать, что он не совершил никакого преступления – наоборот, он воспользовался законом, который всецело был на его стороне.
Некие люди об этом узнали и сказали господину, и он вызвал своего должника, которому ранее простил долг. И теперь он уже отменил свое прежнее несправедливое решение и поступил с ним по справедливости. То есть справедливость может служить наказанием – вот о чем эта притча. А если мы не хотим никого наказывать, то и нечего поступать по справедливости.
И вот, применяя это к себе, мы должны понять, что если мы хотим, чтобы с нами было по милости, а не по справедливости, то мы сами в отношении тех людей, в отношении которых, согласно светским законам, мы имеем право поступить справедливо, не поступали бы так, – мы должны быть милостивыми.
В другом месте Писания сказано: «Суд без милости не сотворшим милости». То есть если мы хотим к себе милость, то и сами должны творить милость. А милость – это именно нарушение справедливости. А справедливость – это всегда то, что положено по заслугам. Если ты нарушал закон, то ты ведь об этом знал, а если не знал, то виноват в том, что не знал – должен был узнать.
Христианам очень легко жить – совершенно не надо устанавливать справедливость. С одной стороны, христиане всегда знают, что мир несправедлив, и до справедливости ему далеко. С другой стороны, христианам из-за этого не так страшно, потому что и справедливость–то им не особо нужна, не особо желательна. А самим надо поступать по милости – всем прощать, ничего ни против кого не иметь.
Но тут, конечно, надо сделать одну оговорку: мы всем все должны прощать и делать всем, насколько это от нас зависит, получше, независимо от того, что сделали нам все эти люди в свое время. Несмотря на то, что всем надо прощать, мы должны понимать, что во многих отраслях жизни, а не только в политике, применимо высказывание Столыпина: «В политике не бывает мести, но бывают последствия».
Если складывается неудачная ситуация в силу чьих-то действий, то никто не должен специально пользоваться чьей-то силой, чтобы кому-то отомстить, но последствия есть последствия.
Вот в христианской жизни тоже бывают последствия. Это и в церковном праве выражено, и в нашем быту. В церковном праве, например, после некоторых прегрешений человека не отлучают от Церкви совсем, но ему, например, уже никогда нельзя принимать никакой церковный сан. Это вот именно последствия. Никто же ему таким образом не мстит, но одно влечет другое.
А в нашем быту мы часто можем понять, что с каким-то человеком нельзя вести деловых отношений, нельзя его брать на работу. Не потому, что он плохой, не потому, что он пойдет в ад – в ад как раз, может, я пойду, а он нет, — но просто на определенную работу он не годится.
Это не значит, что мы с ним поступаем как-то немилостиво. А просто у нас есть определенные обязанности в отношении работы, в отношении семьи или еще каких-то людей. Мы не должны эти обязанности нарушать для того, чтобы человеку «дать еще один шанс». Милость должна быть разумной. Но никогда нельзя потворствовать не только своей мстительности, но и справедливости – мол, вот он это заслужил.
Может, он и на самом деле заслужил, но пусть Бог его наказывает, а не я. Мне нет дела, что он заслужил, – пусть он заслужил что угодно, но я должен к нему относиться милостиво, но не позволять ему портить другие дела, в которых заинтересованы другие люди.
Аминь.
епископ Григорий
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 |