Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Вознесение Господне — один из главных христианских праздников, но многие люди не понимают, насколько важно в христианские праздники собираться в храме; у евангелиста Луки встречаются противоречивые сведения о том, когда произошло Вознесение; не существует никакого объяснения, почему Евангелие от Луки говорит о Вознесении прямо в день Воскресения, а Деяния апостолов, того же автора, говорят о Вознесении после 40 дней; буквальный смысл Писания иногда со временем утрачивается; Христос вознесся на небо от внешних людей, но не от Церкви; День сокровения нашей жизни со Христом в Боге — это и есть Вознесение; если мы исповедуемся и причащаемся в истинной Церкви, то в нас всегда находится Христос; если мы чувствуем богооставленность, то это означает, что мы оставили Бога, Который в нас всегда есть, а не что Он нас оставил; главная наша молитва — внутри себя, умом в сердце.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы празднуем один из главных праздников, существующих в Церкви, — Вознесение Господне. Но если посмотреть, кто в будний день и в дачный сезон приходит в храм, то не скажешь, что это один из главных праздников. И это, конечно, очень прискорбно, потому что, к сожалению, многие люди не понимают, насколько важны сами по себе церковные праздники, и насколько важно, если есть такая физическая возможность, собираться в праздники в Церкви, потому что еще в древности самые главные праздники назывались особым словом, означающим именно собрание пришедших отовсюду людей в иерусалимском Храме.

Само по себе собрание верных — это и есть то важнейшее дело, которое мы совершаем в праздник, — собрание, во время которого совершается Евхаристия. Поэтому действительно важно, что мы не только причащаемся время от времени, — может быть, мы причащаемся не так уж и редко, — но важно, чтобы мы праздновали праздник. Чтобы мы приходили в собрания верных, которые бывают по большим праздникам, в них участвовали и причащались. К сожалению, не все еще это понимают, но, говоря о сегодняшнем празднике, вспоминается, насколько мало мы понимаем содержание Нового Завета, и многие вещи, действительно, для нас сейчас уже непонятны, хотя, наверное, они писались для людей, которые это все понимали.

О времени Вознесения Господня Новый Завет говорит противоречиво. Причем, противоречие возникает не только между разными авторами, но и между одним и тем же автором — евангелистом Лукой, который написал, как считается в традиции и подтверждается наукой, и Евангелие от Луки и Деяния апостолов. Так вот, в Деяниях апостолов сказано, что Вознесение произошло после того, как Христос являлся в течение 40 дней. А в том Евангелии от Луки, которое мы сегодня читали, потому что его положено читать на этот праздник, совершенно ясно сказано, что оно произошло прямо в день Воскресения. Он явился вечером этого дня ученикам, потом вместе с ними вышел и на горе Елеонской вознесся.

В добавление к путанице можно сказать, что и ранняя Церковь, причем до конца IV века, совершала этот праздник примерно на неделю позже. Потому что счет 40 дней шел не от самого дня Воскресения Христова, а от Фоминой недели. Там был еще особый праздник, когда тоже явился Иисус, во время этого праздника, а потом Он еще являлся. То есть получается, что мы не можем сказать, когда происходили такие важные события. Также мы не можем сказать о явлениях воскресшего Господа до Вознесения, потому что там тоже содержатся противоречивые сведения. Мы только можем сказать, что это было.

Но когда действительно свидетели рассказывают нам о том, что они видели, при этом они действительно это видели (это знают все следователи, прокуроры и судебные работники), то никогда не бывает совпадений между свидетелями. И, наоборот, если бывает полное совпадение между свидетелями, то это почти верный признак того, что их кто-то специально научил, как нужно говорить. То есть это признак того, что где-то что-то подтасовано. А в Новом Завете мы, действительно, видим такие разные свидетельства.

И все-таки повторю, что никакого объяснения, почему Евангелие от Луки говорит о Вознесении прямо в день Воскресения, а Деяния апостолов, того же автора, говорят о вознесении после 40 дней, что бы ни значила эта дата (а она понималась, как мы помним, в Церкви по-разному), не существует. Это тоже хороший духовный урок для нас. Мы должны смиряться, мы должны понимать, что вот мы читаем божественные книги и, значит, что мы там все понимаем, — нет. Если мы хоть что-то там понимаем, то это, конечно, слава Богу, но там всегда будет гораздо больше того, что мы не понимаем. А вот что касается буквального смысла, то даже тут нельзя говорить, что мы все понимаем. Буквальный смысл, конечно, это не главное, поэтому Церковное Предание не всегда сохраняло для нас буквальный смысл Писания, но кажущаяся простота бывает, на самом деле, совсем не простой.

Еще в IIIвеке Ориген говорил, что некоторые предписания Ветхого Завета теперь мы не можем нарушать или, наоборот, исполнять, просто потому, что мы не знаем, что это такое. Например, Ветхий Завет запрещает есть какие-то виды птиц, но уже в IIIвеке никто не мог сказать, что это за птицы обозначались этим словом. Таким образом, буквальный смысл Писания утратился. Относительно Вознесения мы тоже можем сказать, что сейчас для нас утратился буквальный смысл Писания — когда же это было. Но духовный смысл ничуть не утратился, равно как не утратился и буквальный в той части, где разъясняется не дата события, а в чем состояло оно само. И вот что же такое Вознесение Господне?

Христос исчез из поля зрения, из видимого мира, но при этом сказал то, что этому совершенно противоречит: “Аз есмь с вами во вся дни и до скончания века”. То есть Он сказал, что не исчезает, хотя явно исчез. Опять противоречие. Что же здесь означает это противоречие? Здесь противоречие имеет смысл духовный, а значит, что оно всегда что-то означает, то есть через него передается такой смысл, который прямым текстом было бы не сказать, но именно через противоречие он и понимается и обращает на себя наше внимание.

А именно вот что: от людей, которые просто внешним образом могли смотреть на Христа, то есть от всего внешнего мира по отношению к Церкви, Христос действительно вознесся, в этом смысле мы говорим, что Он вознесся из земного мира на небо. А в другом смысле Он никуда не делся, и поэтому говорит, что Он с нами остается, потому что от Церкви Он никуда не вознесся. Потому что церковь сама есть Тело Христово. И Тело Христово не отделяется от Церкви. Поэтому относительно Церкви никакого вознесения нет, потому что Тело Христово одно, и Оно и так сидит одесную Отца, как это, собственно, и явилось в Вознесении Господнем.

И апостол Павел недаром говорит: “Жизнь наша сокрыта со Христом в Боге”. “Жизнь наша со Христом в Боге” — это понятно, потому что, если мы — Тело Христово, как Церковь, то тогда жизнь наша со Христом в Боге. А “сокрыта” она от кого? Она сокрыта, конечно, от мира. И вот таким же образом она сокрыта, как сокрылся от мира в плоти Своей Господь наш Иисус Христос. И мы должны помнить, что сам День сокровения этой жизни — это тот самый праздник, который мы сегодня празднуем.

А что это означает для нас в повседневной жизни? Это означает, что мы должны всегда помнить, что в нас находится Христос. Если мы причащаемся, исповедуемся и участвуем в молитвенной жизни истинной Церкви, тогда в нас всегда находится Христос. А если мы об этом забываем, а Он все равно находится, то мы должны об этом вспоминать. И когда мы начинаем чувствовать какую-то богооставленность, что нам нет Божией поддержки, чего-то мы еще не понимаем, а чего-то мы боимся и так далее, то это просто признаки того, что мы забыли, что Христос в нас находится сейчас. Что мы не должны его призывать, чтобы Он к нам пришел, потому что Он и так уже в нас находится. Мы самих себя должны призывать, чтобы мы об этом вспомнили и к Нему обратились.

Для этого нам, православным христианам, нужно только одно — обратиться к самим себе, обратиться в себя. Потому что предваряет такому состоянию, когда мы все забываем, то, что мы уносимся умом вовне, носимся по всяким попечениям, чаще всего суетным, а бывает, что и прямо греховным, и уж во всяком случае таким, что если даже и надо было ими заниматься, то не забывая себя, — а в результате мы теряем сами себя, а, потеряв себя, мы, конечно, теряем Бога. У нас наступает чувство богооставленности, потому что, собственно говоря, у нас и наступает богооставленность, только Бог-то нас не оставляет, мы сами Его оставляем. Получается, что мы оставлены Богом, потому что мы сами Его оставили.

И вот на этом надо себя ловить, а поймав, обращаться снова в себя и молиться, обратившись к себе. И особенно, конечно, об этом говорят святые отцы, когда они говорят о молитве Иисусовой, о том, чтобы молиться умом в сердце, потому что это и есть наша главная молитва — внутри себя. Это мы должны делать постоянно, этому учиться и к этому стремиться, а когда мы просто поймали себя на том, что мы уже совершенно забыли, кто мы такие, то тогда надо хотя бы просто начать с того, что сказать: “Господи, помилуй!” Обратиться к Богу и вспомнить, что Бог — это не где-то там далеко, куда Его надо идти, искать, смотреть и ждать, придет ли Он, а что Он уже здесь и сейчас, а если кто-то далеко, то только мы сами, причем, от самих себя. И вот надо это наше разделение с самими собой преодолевать.

Аминь.