Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем то воспоминание, которое святые отцы установили для среды Страстной седмицы — воспоминание о той жене, которая незадолго до Страданий Христовых, за два дня до них, приготовила драгоценный аромат и возливала Ему на ноги так, что даже ученики жалели о том, что такая дорогая вещь пропадает. Конечно, использовать ее для собственных нужд они не собирались, потому что были аскетичными людьми, но понимали, что можно продать и получить много денег для раздачи нищим.

Христос им сказал, как мы слышали в только что прочитанном евангельском чтении, что нищих всегда имеете с собой, а Меня не всегда, и что она Меня готовит к погребению, и всюду будет проповедано о том, что эта блудница сделала. То есть не просто Он ей даровал оставление грехов, но и особую награду — всюду будет проповедано. Особенно это проповедуется в сегодняшний день, в Великую среду, когда это становится главным содержанием богослужения дня.

Конечно, жена, впавшая во многие грехи, о которой говорится в главной стихире сегодняшнего праздника, написанной в IX веке замечательной церковной поэтессой святой инокиней Кассией, — эта блудница — главная героиня службы. А что же она собой являет и объясняет? Конечно же, покаяние.

В стихире, которую я уже упомянул, об этом говорится очень ясно. Если понимать смысл слов этой стихиры, то сразу будет понятно и то, чем христианское покаяние отличается от всякого другого.

Вообще говоря, в церковнославянском слове “покаяние” ничего христианского нет. Вот сегодня вспоминается эпизод предательства Иуды. Сегодня он предал, а потом, когда уже Христа убили, он, как сказано в Библии, раскаялся. То есть он пожалел о своем поступке. Но если бы это было христианское покаяние, то он бы, подобно Петру, был бы, наоборот, спасен — точно бы не “шед удавися”. Ясно, что какое-то другое покаяние у него было, не христианское.

Поэтому покаяние — это просто когда мы жалеем, что что-то сделали. А христианское покаяние состоит не просто в этом, а в чем-то еще другом. Недаром греческое слово, которое обозначает покаяние, буквально переводится как “изменение ума”.

Это некое серьезное внутреннее изменение, но это тоже еще не показывает смысл христианского слова, а вот сегодняшняя стихира показывает. Там говорится так по-славянски: “Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество…”. Вот с этих слов начинается стихира. То есть та жена, которая впала во многие грехи, ощутила Твое Божество, поняла его каким-то образом. То есть если бы не ощутила, то не было бы никакого покаяния. Это уже в первых словах стихиры дается понять. А дальше еще объясняется: “…мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит”. То есть она как мироносица пришла и сделала то, о чем мы помним, и дальше она излила миро на ноги Христовы, и о ногах Христовых говорится так: “…ихже в раи Ева по полудни шумом уши огласивши, страхом скрыся” (“…когда звук их (шагов) в раю после полудня услышали уши Евы, она в страхе скрылась”).

Казалось бы, причем тут Ева? И что там происходило с Евой в раю? Сказано, что она уже после грехопадения услышала, что Господь Бог идет в Эдемском саду, и скрылась вместе с Адамом от глаз Божиих; по преданию, это происходило в шестом часу дня, то есть после полудня. Так и получается, что ноги Христовы — это те самые ноги, звук от которых слышала Ева в раю. А кто там ходил? Там ходил Господь Бог.

Этим объясняется, что жена, которая ощутила Божество Христа, поняла, что перед ней Господь Бог, — Тот Самый, который сотворил Землю, Тот Самый, который ходил в раю, и перед которым потерпели стыд после грехопадения наши прародители Адам и Ева. Таким образом, сегодняшняя жена исправляет то, что в свое время неправильно сделала Ева, скрывшись от звука шагов Божиих, то есть от ног Божиих. А эта жена, наоборот, приходит к ногам Божиим, чтобы покаяться.

Ева поняла, что сделала что-то не то, но тогда еще не каялась перед Богом, — покаяние было уже потом, после изгнания из рая, которое и произошло по причине отсутствия покаяния у прародителей. А теперь, чтобы возвратить рай, другая жена приносит покаяние, приходит к ногам Божиим, от которых Ева когда-то убежала, “страхом скрыся” (то есть скрылась, влекомая страхом).

Чем же отличается христианское покаяние от всякого другого, если подвести итог? Тем, что оно только перед Богом. Кто-то из святых сказал, но я сейчас не помню, где это сказано, что покаяние — это трепет души перед вратами рая. То есть всякий бывает трепет души, в том числе и по причине того, что ты осознаешь, что делаешь что-то не то. Но покаяние христианское, о котором тут речь, может быть только перед вратами рая. Потому что, не видя Бога, нельзя понять, что такое грех.

Ты можешь по какой угодно причине сожалеть о каких-то поступках, но покаяние — это когда мы сожалеем о том, что мы совершили грех, и хотим исправиться. Но что такое грех? Это то, что нас отделяет от Бога. То, что нас отделяет от чего-то другого, а не от Бога, — то и не грех. Поэтому, если нет Бога, то нет и греха. А если Бог есть, то грех может быть. Но чтобы было понимание греха, которое необходимо для покаяния, должно быть понимание Бога и понимание того, что, действительно, мы от Него отделяемся.

Поэтому покаяние в христианстве всегда начинается с молитвы. Потому что только в молитве мы имеем Бога перед собой, имеем память Божию, имеем понимание Бога. Но оно начинается с молитвы, продолжается и завершается тоже молитвой. Потому что если мы видим перед собой Бога, то мы осознаем не только проблему, то есть грех, но мы сразу и получаем средство для ее решения.

Сами мы не имеем в себе средств для того, чтобы преодолеть отделение от Бога, а Бог Сам является этим средством: Он очищает наши грехи, Он приходит. И какие бы ни были наши грехи, если мы обращаемся к Богу, подобно сегодняшней жене, то тогда Он их очищает. А что для этого нужно?

Нужно только желание, но желание не только того, чтобы избежать психологического дискомфорта или чего-то в этом роде, с чем люди сами часто приходят и тяготятся, а желание изменить свою жизнь, чтобы в дальнейшем не возникали эти грехи, чтобы, действительно, жить с Богом, не отделяться от Него. Отделение от Бога это и есть грех.

Вот желание изменить свою жизнь внутренне может быть у каждого; если только оно есть, то со своей стороны Бог сделает все, что нам необходимо для исправления. С Его стороны отказа точно не будет.

Аминь.