Вселенские Родительские субботы особенно посвящаются памяти усопших во всей Православной Церкви по всему миру; Троицкая родительская суббота — смерть побеждена Христовым воскресением, и усопшие также получили благодать Святаго Духа; Церковь едина, в ней нет такого большого принципиального различия между тем, кто сейчас еще живет на земле, и тем, кто уже преставился в мир иной; те, кто сейчас находится в Церкви, едины с теми из усопших, кто уже получил спасение; если мы спасаемся, мы становимся одним с Богом, и сами же, как говорят святые отцы, становимся Богом; неизвестно, кому нужнее: чтобы мы молились за усопших, или чтобы они молились за нас; усопших всегда надо вспоминать с молитвой и не скорбеть чрезмерно.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня мы совершаем память всех от века почивших православных христиан, и сегодня у нас одна из двух существующих в году Вселенских Родительских суббот, то есть таких дней поминовения усопших, таких суббот заупокойных, которые особенно посвящаются памяти усопших во всей Православной Церкви по всему миру. Отдельные Церкви еще и в другие дни память усопших установили, как например Радоница или Димитровская родительская субботы в Русской Церкви. Но Вселенские Родительские субботы есть всюду – перед масленицей и сейчас перед Пятидесятницей.
И каждый раз в этом есть свой смысл. Суббота перед масленицей – это воспоминание Страшного Суда и в связи с этим поминовение усопших. А сегодняшняя Великая Родительская суббота связана с праздником Пятидесятницы.
В Праздник Пятидесятницы Дух Святый излился на апостолов и бывших с ними учеников, которые были затворены в Сионской горнице страха ради иудейского. Но через них эта благодать передалась тем, кто впоследствии уверовал по слову их, и всем тем, кто еще позже уверовал тем, кто по слову апостолов уверовал, и так далее, и так далее.
Это касается живых, которые жили тогда, и которые жили потом, вплоть до нашего времени, и дальше в будущем. Конечно, еще будут такие, которые станут христианами, которые еще даже не родились, наверное. Но так же это касалось и усопших, потому что Иисус Христос в Своем Воскресении вывел из ада всех праведников, всех, кто был в состоянии разлучения с Богом не потому, что он должен был терпеть вечные муки, а потому что он должен был терпеть разлучения с Богом до тех пор, пока Сам Иисус Христос не спустится во ад Своею Душой бессмертною и не выведет всех оттуда усопших.
И вот сейчас они так же приобщились еще и благодати Святаго Духа. То естьне просто смерть над ними не обладает, и побеждена она Христовым воскресением, но подобно апостолам, подобно всем христианам, подобно тем, кто даже жил и до Христа, так же получили благодать Святаго Духа. И в воспоминание об этом сегодня Родительская суббота.
Но, прежде всего, она в воспоминание о том, что Церковь у нас едина, и что в Церкви нет такого большого принципиального различия между тем, кто сейчас еще живет на земле, и тем, кто уже преставился в мир иной. Точнее говоря, отличие есть, но оно только одно; в каком-то смысле, оно принципиальное, в каком-то — нет. А именно: те, кто уже преставился в мир иной, те уже сделали, что они могли, они уже получили спасение или, если они отпали от Церкви или, может быть, никогда в ней не были, получили, к сожалению, вечную погибель. А те, кто сейчас находится в Церкви – они едины с теми, кто наследовал спасение.
Пока мы еще на земле, сказано: “никого не ублажай прежде смерти”. Все может быть, и мы, обладая свободной волей, можем употребить ее во зло. А окончательно будет видно, во что мы ее употребили – на добро или во зло, — по итогам нашей жизни, когда она завершится. Тогда мы не потеряем, конечно, свободу воли, потому что если мы не можем грешить, это не значит, что у нас нет свободы воли. Одно дело, как животные не могут грешить, потому что у них нет свободы воли, а другое дело, как Бог не может грешить, потому что грех – это то, что отделяет от Бога.
Бог Сам от Себя не отделяется. Если Он не может грешить, то это не значит, что у Него нет свободы воли. Вот так же и мы, если мы спасаемся. Мы становимся одним с Богом, и сами же, как говорят святые отцы, становимся Богом. Поэтому свобода воли у нас все равно есть, но это окончательно можно сказать о человеке тогда, когда он преставится уже в мир иной.
Поэтому сейчас будем бдительны относительно самих себя. И будем стараться обращаться в молитве к Богу и о себе, и о живущих православных христианах, и дажео тех, кто не православные христиане, чтобы они тоже обратились, и особенно об усопших. Потому что и мы помолимся о них, и они помолятся о нас. И еще неизвестно, кому это нужнее: им, чтобы мы о них молились, или нам, чтобы мы о них молились.
По крайней мере, ясно, что и то, и другое важно. И очень может быть, что нам гораздо важнее, чтобы они молились о нас. И эти молитвы, которыми мы молимся о них, они в большой степени о самих себе.
Так же не будем поэтому скорбеть чрезмерно, как скорбят неверующие люди, о наших усопших. Не скорбеть – нельзя, и какая-то скорбь естественна, пример такой скорби явил Господь Иисус Христос, когда Он скорбел над Лазарем, хотя знал, что собирался его воскресить прямо вот в ближайшее время. Но, тем не менее, Он скорбел, потому что это естественная скорбь, и без нее никак, но в тоже время не будем скорбеть чрезмерно, а будем всегда вспоминать усопших с молитвой.
Аминь.