Наша жизнь заключается в том, чтобы достигнуть одного единственного и бесконечного праздника, которым является невечерний день, как говорится в богослужениях, Царствия Христова; в Царствии Небесном не бываетночи, и нет деления на дни, потому что там одна сплошная вечность, которая не является бесконечным временем; когда заканчивается праздник Пасхи, мы не расстаемся с ним, так же как и после поста мы не расстаемся с постом, то есть с тем, что в нем самое главное — духовное внимание, трезвение и молитва, — ради этого предназначено само чередование постов и праздников, которым является наш церковный календарь; нужно радоваться всегда тем временам, которые есть, потому что они предназначены для нашей пользы, а не хотеть, чтобы какой-то период времени скорее закончился или, наоборот, чтобы подольше не заканчивался; нужно учиться избегать лишних искушений — тех, в которые мы ввергаемся по любопытству или по инерции; нужно понимать правила духовной гигиены.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы провожаем праздник Пасхи, и по обычаю, принятому во многих странах, служили так же, как на Светлой Седмице. Конечно, можно служить и по-другому – в богослужебной книге описан другой чин сегодняшнего богослужения, — но можно и так, как послужили мы.
Конечно, мы прощаемся с этим праздником на целый год, и никогда нельзя быть уверенным, что мы доживем до следующего праздника Пасхи, а если даже и доживем, то нельзя быть уверенным в том, что будем иметь возможность участвовать в богослужении. Может быть очень много причин, которые этому смогут препятствовать; нет смысла их в своем воображении перечислять.
Но каждый раз мы должны понимать, что ничего не меняется и в том случае, если этот праздник последний в нашей жизни. Жизнь наша заключается в том, чтобы достигнуть одного единственного и бесконечного праздника, которым является невечерний день, как говорится в богослужениях, Царствия Христова.
Потому что в Царствии Небесном не бывает никакой ночи и не бывает даже деления на дни, потому что там одна сплошная вечность, которая не является бесконечным временем, а является чем-то совершенно другим, по ту сторону времени, и поэтому она не разделяется на дни и ночи.
Поэтому там один бесконечный день, который вот и есть наш самый главный праздник, и ради приобщения к которому мы здесь, на земле, совершаем все остальные наши праздники. Но не только праздники, а также и посты, дни особенного подвига. Но и не только это, но также просто все дни нашей жизни.
Мы не расстаемся с праздником Пасхи, когда кончаются эти сорок дней. И точно так же, если мы правильно постимся, то когда кончаются дни поста, мы не расстаемся с постом. Если мы расстаемся с постом в том смысле, что перестаем соблюдать какие-то пищевые запреты, и богослужение меняет несколько свое содержание, хотя самое главное содержание богослужения всегда одинаково и не меняется никогда, то это не означает, что мы должны отказываться от того, что в посте самое главное, и для обучения чему он, собственно, и предназначен, а именно: духовное внимание, трезвение и молитва.
Но точно так же, когда заканчивается праздник, когда заканчиваются дни особенно торжественных богослужений, мы не расстаемся с праздником в том смысле, что мы не должны расставаться с тем, ради чего предназначается праздник. А ради чего праздники предназначаются? Ровно для того же, для чего и посты – для того, чтобы нам научиться памяти Божией, трезвению и молитве. Ради этого одинаково предназначены посты и праздники.
Можно сказать еще точнее: ради этого предназначено само чередование постов и праздников, которым является наш церковный календарь, все наше богослужение, которым нас воспитывает святая Церковь. Поэтому не будем никогда жалеть о том, что какие-то времена, особенно любимые в году, прекращаются. Точно так же не будем хотеть, чтобы какие-то другие времена, особенно, может быть, нелюбимые в году, прекращались.
Будем радоваться всегда тем временам, которые есть, потому что не может быть никакого времени года, которое не является самым для нас лучшим, которое не дано нам для нашей пользы. А если мы что-то, данное для нашей пользы, используем по назначению, то тогда именно это и является для нас самым лучшим.
Было у нас сейчас самое лучшее время Пасхи, сейчас будет самое лучшее время Вознесения Господня, а потом Троицы, но это тоже еще праздничный, по сути дела пасхальный период, а потом наступит уже другой период года – пост святых апостолов. Все это время меняющийся богослужебный стиль нашей жизни нужно использовать нам для того, чтобы иметь память Божию, чтобы молиться, трезвиться, смотреть на то, что полезно, а что неполезно, стремиться задержать для себя полезное и никогда не соприкасаться с неполезным.
Я не говорю, чтобы никогда не подвергаться искушению, — это абсурдно: искушения для нас полезны, а избежать их абсолютным образом невозможно. Но вот избегать лишних искушений возможно и должно – этому мы должны учиться. А что такое “лишние” искушения?
“Лишние” — это те, в которые мы сами себя ввергаем просто по своему любопытству, когда лезем, куда совершенно не следует, или даже не по любопытству, а, что еще обиднее (любопытство – это хотя бы какая-то страсть, которая удовлетворяется, это еще можно понять), просто по инерции. Потому что, например, говорят что-то вокруг, или телевизор работает, а мы все это слушаем и начинаем над эти думать и перестаем думать о том, что нам действительно важно, что нас касается. Или вообще не начинаем.
Что же это такое? Это, конечно, искушения. Но разве кто-то нас в них ввергает? Исключительно сами себя ввергаем. Не потому что действует какая-то особо тяжелая страсть в нас, и мы не можем ей противиться. — Само собой, действует, и не можем, и из-за этого еще целая серия искушений, но такие искушения, о которых мы говорим сейчас, бывают просто потому, что мы не соблюдаем правила гигиены.
Надеюсь, мы прекрасно знаем, что надо мыть руки перед едой, соблюдать какие-то другие правила гигиены; знаем, что если этого не делать, то вероятность какого-нибудь заразного заболевания резко для нас увеличивается. А вот в духовном отношении вероятность заразных заболеваний нам кажется всегда равной нулю. Почему?
Если мы осознаем, что это не так, то тогда мы, конечно, правила и духовной гигиены будем соблюдать тоже, и даже не “тоже”, а в первую очередь. Вот всему этому нас и обучает следование церковной жизни в ее праздниках, ее постах, во всем, что в ней содержится.
Аминь.