Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Крест выносится для поклонения верующим для того, чтобы люди укреплялись и могли припадать к этому самому главному христианскому оружию на все беды, которые только могут у нас быть – внутренние и внешние: в Библии Маккавейские мученики и их мать никаких имен не имеют, а в церковном предании появляются имена; в предании имя их матери “Шмуни” — “восьмерка” в еврейском языке — что означает вечность; Маккавейские мученики являются свидетелями христианства; надо ничего не предпочитать Царствию Небесному и Богу, и исполнению Божиих повелений; то, что мы хотим прибрести на земле, привязываясь к различным людям, к различным родственникам, мы сможем по-настоящему приобрести только в Царствии Небесном; и поскольку эти связи Царствия Небесного осуществляются уже сейчас и на земле, постольку мы, действительно, с кем-то связаны, а все остальное, эмоциональное, — это шелуха, которая все равно скоро отвалится; не надо ничего бояться потерять ради Бога, потому что потеря ради Бога – это приобретение.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Мы вступили в месяц август, который Церковь всегда сопровождает особыми поминовениями. В частности, сегодня был установлен праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник был установлен во время эпидемий в Константинополе, потому что август тяжелый месяц, когда многие люди болели и умирали. Так было в Византии, в нашем климате может и не совсем так, но все же бывает много тяжелых событий почему-то именно в августе.

Поэтому сегодня, в первый день августа по церковному календарю, выносится для поклонения верующим Крест, для того, чтобы люди укреплялись и могли припадать к этому самому главному христианскому оружию на все беды, которые только могут у нас быть – внутренние и внешние.

Также сегодня, но позже, установлен праздник Всемилостивому Спасу, в память об одержанных победах греческим царем и русским князем – это уже было в XII веке. А исконный праздник сегодняшнего дня, и самый главный — это память мучеников Маккавейских вместе с их матерью и их учителем.

В Библии эти мученики никаких имен не имеют, и мать их тоже никакого имени не имеет, просто указано, что вот были такие люди, а в предании нашем появляются имена. Но важны не сами эти имена, а важно, что они означают.

Семь мучеников, которые подобны, как говорится в богослужении к этому празднику, семи дням недели, замыкают круг лет. Число семь обладает полнотой всего века, а мать их является образом вечности, и в сирийской традиции, на еврейском языке ее имя “Шмуни”, что означает “осмерица”, то есть “восьмерка”. Но это означает вечность, потому что восьмой день – это день вечности.

И вот сегодняшний день, в который издревле совершается память этих мучеников, открывает нам вечность. Мученики эти являются свидетелями христианства, как мы хорошо помним, потому что греческое слово, которые мы переводим “мученик”, не означает того, кто терпит мучение, а имеет корень от слова, которое обозначает “свидетель”. Вот что же они свидетельствуют?

Они свидетели, конечно же, вечности. И не просто свидетели вечности, а они являются дверью, подобно тому, как Христос говорит про Себя: “Аз есмь дверь”. Поэтому обо всех тех, кто вошли в Тело Христово и стали Телом Христовым, тоже можно сказать, что они дверь.

И вот сегодня открываются врата вечности. Может быть и хорошо, что тяжелый месяц август начинается с того дня, когда открываются врата вечности, и на них нам указывает это древнейшая, еще, наверное, дохристианская память мучеников, которая совершалась в сегодняшний день. Глядя на пример этих мучеников, мы, конечно, многое можем подумать и принять для себя, но, наверное, самое главное то в их подвиге, что подчеркнуто в сегодняшних евангельских чтениях, которые неслучайно для них выбраны, а именно: надо ничего не предпочитать Царствию Небесному и Богу и исполнению Божиих повелений.

В том числе, не предпочитать семью – ближайших родственников, родителей и детей. Потому что мучеников этих замучили на глазах их матери, и она сама каждого из них побуждала не отступать и не поддаваться мучениям, потому что важнее быть с Богом, и именно в сегодняшнем Евангельском чтении объясняется, почему.

Потому что получаем мы в Царствии Небесном, как там сказано, — хотя там своеобразное объяснение, но от этого оно не становится менее понятным, — в сто раз больше всего. То есть и матерей, и детей, и жен, и так далее. Мы можем сказать: зачем нам сто жен и сто матерей? Но это один из случаев, когда не надо понимать Евангелие буквально, потому что получается абсурд.

И таких мест в Библии, и в частности, в Евангелии, много, которые в буквально ничего не значат, и подчеркнуто абсурдны даже бывают, как, например, сегодняшнее. Они побуждают нас углубляться в более высокий смысл – его и так, и так можно назвать, и “более глубоким”, и “более высоким”, — и мы понимаем, что там мы обретем все это по-настоящему. То есть то, что мы хотим прибрести на земле, привязываясь к различным людям, к различным родственникам, все это выражает нашу глубинную потребность.

Но настоящее удовлетворение этой потребности, которая следует тому замыслу, который был у создавшего нас Бога, может быть достигнуто только в Царствии Небесном. А для того, чтобы она осуществлялась, не надо сейчас держаться за временное. Это также должно умирять нашу скорбь в потере наших близких. Конечно, не может не быть в этом случае скорби, и мы помним, как Иисус Христос плакал над матерью, но скорбь должна умиряться именно этим — только в Царствии Небесном мы можем быть по-настоящему с кем-то связаны.

И поскольку эти связи Царствия Небесного осуществляются уже сейчас и на земле, постольку мы, действительно, с кем-то связаны. А все остальное, эмоциональное, например, — это все шелуха, которая непременно отвалится. Даже и необязательно когда кто-нибудь умрет, а, бывает, гораздо раньше. Просто сами мы такие переменчивые, что все буквально может развалиться очень скоро. Да мы и видим, какие разные бывают внутрисемейные отношения, между родителями и детьми. Далеко не всегда эти отношения близкие.

Поэтому не надо бояться потерять ради Бога. Об этом нам особенно говорят сегодняшние мученики. Можно сказать, что все святые об этом говорят, особенно все мученики, но сегодняшние в особенности, и описание их мученичества это подчеркивает.

Не надо ничего бояться потерять ради Бога, потому что потеря ради Бога – это приобретение. Тогда мы как раз по-настоящему и приобретем. У нас ведь и должна быть такая цель христианская – по-настоящему приобрести в Боге, ради Бога и для Бога, — тогда мы должны сознательно и легко терять, идти на это. Но тоже не по самочинию, атогда, когда будет воля Божия, указанная нам какими-то обстоятельствами, как и в случае этих мучеников. Бывают иногда и какие-то другие указания, но обычно это именно какие-то обстоятельства.

Молитвами сегодняшних мучеников, силою Честнаго Животворящего Креста да укрепит нас Господь в прохождении и начавшегося Успенского поста, и месяца августа, и всех дней нашей жизни.

Аминь.