Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Вход Господень в Иерусалим — победа Христа над смертью; если люди тебя почитают и одобряют, то это совершенно ничего не значит; толпа, встречавшая Христа в Иерусалиме, сама того не зная, исполнила пророчество о том, как войдет Мессия; когда иудеи говорили “кровь Его на нас и на детях наших”, они, опять не понимая этого, говорили о той части Израиля, которая была искуплена кровью Христовой; важна не реакция людей на наши действия, важно, одобряет ли нас Бог; если мы перед Богом останемся одни, то Бог будет с нами, и тогда уже не будет никакого одиночества.

Во имя Отца и сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем праздник Входа Господня в Иерусалим, который является победой Христа над смертью. Отчасти эту победу уже все увидели при воскрешении Лазаря, но, прежде всего, это та победа, которую на тот момент никто не видел и никто не понимал, что она будет совершена – собственное воскрешение Христово. Что означают ветки, которые несли? Это напоминает римский и греческий обычаи встречать триумфаторов и победителей спортивных состязаний венками и ветками, но это все же был не римский обычай, хотя и очень похожий на него, а еврейский религиозный обычай, только не праздника Пасхи, а Судного Дня. По обычаю этого праздника те, кто победили на суде, то есть были оправданы судом Божиим, носили знаки победы – ветви растений, куда входили и пальмовые ветви.

Этот праздник одновременно является праздником нашей Пасхи, праздником победы на суде тех, кто со Христом, и в этом смысл ваий — финиковых ветвей. Таково догматическое значение сегодняшнего праздника, но мы знаем, что все, имеющее догматическое значение, имеет также и аскетическое, то есть имеет значение для каждого из нас, поскольку все мы решаем свою личную проблему – как быть христианином именно мне. Этот праздник не исключение, и такого аскетического значения в нем очень много, его нельзя исчерпать каким-то одним небольшим комментарием. Но один маленький комментарий я себе все-таки позволю.

Христос въезжает в Иерусалим и Его приветствует толпа как царя и победителя, и сами эти дети, может быть, не знают, что исполняют слова пророка Захарии и пророка Давида о том, что именно так войдет Мессия в Иерусалим. Что же происходит вскоре? Пройдет всего лишь несколько дней, изменится ситуация, толпе скажут что-то другое, и та же самая толпа будет кричать: “Распни Его!” Как это так бывает? Чего стоит мнение толпы? Конечно, можно лишний раз здесь почерпнуть нравоучение, которое и без христианства известно было, и его никогда нельзя забывать, потому что оно совершенно справедливо, – никогда не надо верить голосу толпы. Амвросий Оптинский любил напоминать русскую поговорку: “Сегодня хвалят, завтра свалят”. Если тебя люди почитают и одобряют, то это совершенно не значит, что они действительно тебя понимают, и это не значит, что несмотря на то, что ты не будешь меняться, одобрение у тебя не будет отнято. Их одобрение зависит не от действительных заслуг, а от чего-то случайного по отношению к ним самим. Но, бывает, за реакцией людей показывается нечто более великое и значимое, что тоже касается всей нашей жизни.

В отношении нас совершается воля Божья, когда люди нас сегодня встречают хорошо, а завтра плохо. Люди сами толком не понимают, зачем они говорят сначала “осанна”, а затем “распни”, но все это внушено свыше. Эти дети, сами того не зная, исполнили пророчество о том, как войдет Мессия. Они тем самым показывали, что Христос является тем самым Мессией, который наконец-то вошел в Иерусалим. Он ведь не первый раз входил в Иерусалим, а встретили Его так впервые. Почему? Потому что сейчас он вошел в Иерусалим для того, чтобы наконец-то принести крестную жертву, совершить то, для чего и должен был прийти Мессия. То есть встреча толпы ознаменовала окончательный и главный приход Мессии.

Получается, что истинный смысл этого события действительно содержит волю Божию, и он непонятен людям, которые в нем участвуют. Но мы должны его понимать. Это касается не только данного эпизода, который нам растолковали святые отцы и священное Предание, но и тех более обычных вещей, которые происходят в нашей жизни. Подобно этому непонимание своих действий будет и тот момент, когда они будут кричать “распни Его! Кровь Его на нас и на детях наших!”. Они думали, что так говорят, потому что уверены в справедливости такого решения и берут за это коллективную ответственность. Но они не понимали, что берут на себя коллективную ответственность за богоубийство и становятся навсегда проклятым родом, и, к сожалению, никакая политкорректность не может нас избавить от незнания того, что те иудеи, которые остаются в иудаизме, остаются навсегда проклятыми. То же самое относится и ко всем позднейшим еретикам в истории христианства. Но они могут покаяться, как многие потом и сделали, и стать даже апостолами христианства.

С другой стороны, в словах “кровь Его на нас и на детях наших” скрыто пророчество о христианах, потому что они близки к словам, которые говорились во время обычая принесения жертвы на Пятидесятнице (праздника вступления народа Божия в Завет с Богом) – окропления кровью жертвы всех участвующих. Если они говорили, что кровь на них, значит, они говорили о той части Израиля, которая была искуплена кровью Христовой. Получается такая двусмысленность.

В нашей жизни мы тоже должны смотреть: если нам делают что-нибудь хорошее, то мы, конечно, не должны злиться на людей, но не должны и как-то особенно быть им благодарны за это. Нам важно не это. Нам важно, одобряет ли нас Бог. Иногда реакция людей является критерием, который мы должны учитывать, чтобы понять, одобряет ли нас Бог или нет. Но, в принципе, сама по себе реакция людей не должна иметь для нас значения. И когда нас сильно осуждают, этотоже не должно нас как-то особенно напрягать. Мы должны все время чувствовать свое одиночество перед Богом, и верить в то, что в этом одиночестве нас Господь не оставит. Если мы перед Богом останемся одни, то Бог будет с нами, и тогда уже не будет никакого одиночества. Только так христиане преодолевают то одиночество, на которое сами себя обрекают всей своей жизнью вне этого мира.

Будем стараться этому подражать в своей жизни, как можем. Абсолютно каждый хоть как-то, но может, причем может начать это делать прямо сейчас.

Аминь.