Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем праздник Преображения Господня, праздник события, о котором трудно рассказывать и трудно объяснить, в чем оно состоит. Но трудность эта проистекает из того, что оно особенно важное. И нельзя сказать, что оно важно исторически, потому что то, что Господь совершил для нашего спасения, Он бы совершил и без Преображения. Эти исторические события мы в других господских праздниках празднуем: Рождество, Богоявление и особенно воспоминания Страстной седмицы и Пасхи, а также и Вознесение и дарование Святого Духа. А сегодня мы вспоминаем событие, которое мало кто видел – только трое из учеников. И то они об этом не рассказывали до крестной смерти Спасителя. Какой же в нем тогда смысл, почему это важно, почему это празднуется?

Потому что Господь в этом событии открыл, пусть и поначалу среди очень небольшого числа учеников, избранных из избранных, что Он действительно является Богом. Он показал Свое Божество, как говорится в сегодняшнем богослужении. И на этом стоит все православие с самого начала. Те, кто хоть немножко знает про историю православия в последние тысячу лет и кто понимает немножко, чем православие отличается от католичества, – те очень хорошо помнят, как это связано с праздником Преображения. Потому что важнейший вопрос, который до сих пор нас разделяет с католиками, западными христианами – они не верят, что это было именно Само Божество. Свет Преображения, Свет, которым Господь просиял на Фаворе – это не какой-то земной свет, и даже это не какой-то специальный свет, который был только ради этого момента сотворен Богом, а это Нетварный Свет, то есть вообще он не был сотворен. То есть это просто Сам Бог, который явил себя как Свет. А другими словами святые отцы говорят, что, говоря про Бога «свет», надо одновременно иметь в виду, что точно так же надо тогда сказать, что Бог «тьма», потому что Его невозможно видеть земными глазами. И для того, чтобы все-таки Его увидеть, и именно земными глазами, преобразиться должен был не только Христос, но и те, кто были на горе вместе с Ним. Только они преобразились на краткое время, а потом вернулись в прежнее состояние, а Христос – тоже на краткое время, но Он был изнутри такой, каким Он Себя показал. А апостолы такими не были, но потом стали, когда уже присоединились Телу Христову, вошли в Евхаристию, соединились с Телом и Кровью Христовыми и облеклись силою свыше.

И поэтому говорят наши святые подвижники, что мы, христиане, в отличие от апостолов, как они были тогда на Фаворе, уже не нуждаемся в том, чтобы куда-то идти, чтобы нас извне что-то меняло, для того чтобы увидеть то, что увидели апостолы на Фаворе, то есть Бога. А если мы находимся в истинной Церкви, если мы причащаемся Святых Христовых Таин, то нам нужно только смотреть в себя, потому что внутри у нас уже все это есть. Это делается, конечно, очами умными, то есть духовными, и делается это через молитву. Но через молитву получается это делать тогда, когда есть христианская жизнь. Об этом многие знают, и, по крайней мере, сколько-нибудь грамотный человек не может об этом забыть. Но эти споры были больше в XIV веке, или иногда еще были некоторые – чуть раньше. Но значение это Преображение имело всегда.

Праздник этот был установлен, правда, непонятно при каких обстоятельствах, в VI веке и, видимо, в Антиохии впервые, а потом и в других местах. Но тогда больше помнили о его еще ветхозаветном значении. Хоть это событие новозаветное, но в Ветхом Завете раскрывается его значение. Потому что когда Господь явил Себя в белых ризах, «блистающих яко снег» и «яко свет», потому что свет их делал такими блестящими, что их сравнивают со снегом, то тогда Он Себя явил как небесную Скинию, которую подробно описывали ветхозаветные пророки, особенно Иезекииль. Христос показал, что Он является Сам небесным Храмом. В других словах, в других местах Евангелия Господь говорит (Его обычно не понимают те, кто его слушают, но потом поняли, когда уже записывали Евангелие) о Себе как о Храме, Себя показывает как Храм. И показывает Себя не как какой-нибудь земной храм, которым Он никогда и не был, а как тот храм, которым Он на самом деле и был и есть – то есть Храм небесный. А небесный храм – это тоже все равно Бог. Поэтому он показывает Себя как скинию. Скиния – это буквально «палатка, шатер». Первый храм, который был в пустыне у Израиля во время исхода – это был шатер. И потом Святое Святых Храма Соломонова в камне еще раз повторило устройство той самой Скинии, заменив ее собой. Это, в свою очередь, было сделано по подобию того, что Моисей, взойдя на Синай, увидел в небе, которое ему было открыто.

А вот теперь сама эта небесная реальность, которая была открыта Моисею, открывается ученикам. И поэтому Христос показывает Себя так, как выглядит именно Скиния. И рядом с ним оказываются Моисей и Илия. Почему именно они? Ведь было много праведников и пророков в Ветхом Завете, и все они были очень достойные, конечно, и все они находятся с Богом. Но почему именно Моисей и Илия там оказались? Потому что это два пророка, которые не испытали, согласно еще ветхозаветным преданиям, земной смерти. С колесницею огненною был взят на небо Илия. А что такое колесница огненная – это престол Божий. Что там за огонь, в этой колеснице, из какого она огня? А все из того же фаворского света. То есть он в этом самом свете был взят на небо, в теле. И подобно этому и Моисей. Книги Библии – Исход и Второзаконие – умалчивают о подробностях его кончины, хотя понятно, что там как-то непросто, раз они так умалчивают. Есть предание, что его погребли ангелы, или что он тоже был взят на небо. И поэтому он должен вернуться еще раз.

Моисей возвращается, но возвращается он уже как новый Моисей, который дает Новый Завет. А новый Моисей – это уже Сам Бог стал Своим Моисеем, который и есть Христос, который в Евангелиях все время представляется Новым Моисеем, который делает все то же самое, что и Моисей. Но Моисей делал некоторый образ того, что должно было прийти потом, а вот теперь оно пришло. Теперь эта реальность открылась. Моисей видел издали эту Скинию с синайской вершины, и сделал потом ее образ, который стал храмом, сначала передвижным, а потом и стационарным, каменным, при Соломоне. А Христос – Сам Храм, который пришел и который показал Себя как Храм. Это вот та самая тайна, к которой желают ангелы приникнуть, говорит апостол, и это то, куда мы призваны. Апостол Павел говорит, что жизнь наша сокрыта со Христом в Боге. Вот она в этом храме и сокрыта. Сокрыта она потому, что кто не может видеть Бога, кто не может видеть небо, для того, конечно, она сокрыта. Но жизнь наша, конечно, на небе. А на небе она где? — В храме, во Христе. Потому что никакого другого неба нет, не надо и быть не может.

И поэтому мы в сегодняшнем празднике получаем объяснение всего, что такое наша жизнь, чем наше православие отличается от всех искажений христианства. Но, конечно, к сожалению, не только от тех искажений, которые доктринальные, которые оформились в виде ереси, но от искажений, которые мы в своей жизни своими грехами, даже не принимая ложных догматов, все равно сплошь и рядом производим. А также объясняет нам сегодняшний праздник, что православие – это единственная истинная Церковь, которая появилась в Новом Завете, но Она была в Ветхом, и дальше Она продолжается еще до откровения Моисею, до откровения Аврааму и до самого Адама. От Адама до Второго Пришествия Церковь Христова одна, одни и те же святые, они живут одной и той же божественной жизнью, эта жизнь – в небесном храме, который есть Христос. Даже те, кто на земле жили до Христа, они все равно живут во Христе, «да не без нас совершенство приимут». Именно в этом смысле надо понимать эти слова Послания к Евреям.

Поэтому будем помнить, и особенно именно сегодняшний праздник нам об этом напоминает, никакой другой праздник так специально нам об этом не напоминает, – какова наша жизнь, в которую мы призваны, в которую мы уже вступили, если мы стали членами истинной Церкви, и где, с кем и как мы должны жить.

Аминь.