Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодняшний праздник, Рождество Богородицы, посвящен событиям, которые не описываются в Евангелиях. Но есть об этом трактат, который в том виде, в котором сложился во II веке, называется “Рождество Мариино”. Обычно совершенно справедливо пересказывают его так: долгое время уже пришедшие в старость Иоаким и Анна молились о даровании им чада, но все это не было услышано Богом. Так они оставались бездетными, что воспринималось как проклятие; и вот, когда уже никакой надежды не было по возрасту, даровался им этот ребенок, который стал Богородицей.

И дальше там рассказывается о введении во храм, о пребывании во храме, но эти события, так же изложенные в “Рождестве Мариином”, стали содержанием другого праздника, который мы будем, если Бог даст, праздновать потом, — Введение Богородицы во Храм.

Что касается Рождества Богородицы, то конечно, в нем усматривается и особый промысел Божий. И даже в том, что я сейчас пересказал — а я не все пересказал, что есть чудесного в этом древнем тексте, — видно, что когда нет никакой надежды на дарование чада, оно все равно может быть даровано, и оно может стать вот таким великим.

Но надо сказать, что еще раньше, чем Иоаким и Анна чадо получили, они пообещали, что его посвятят Богу. И действительно, когда это чадо родилось, то только до трех лет оно было с ними и воспитывалось в их доме, а потом, как мы знаем, ввели Богородицу во Храм, посвятили Богу и отдали жить при Храме. Что было потом – все помнят или могут, по крайне мере, прочитать. Но в самой древней редакции рассказа о рождестве Мариином сказано еще об одном чудесном обстоятельстве.

Когда пришел Иоаким приносить по обычаю свои дары Богу на праздник, то тогда первосвященник отверг эти дары, потому что считал, что Иоаким и Анна прокляты, раз у них нет детей. Хоть об этом нигде не было заповедано, нигде не было написано, но вот такое мнение среди людей было распространено, и даже среди священников.

Поэтому Иоаким очень огорчился, и они вместе с женой расстались и ушли молиться каждый в свое место. Анна молилась дома в саду, а Иоаким ушел в пустыню и подвизался там сорок дней. В это время каждому из них было видение, вразумление от Бога, что у них будет чадо. В частности, Иоаким услышал: “Твоя жена зачала во чреве”. Не то, что она “зачнет во чреве”, иу нее родится чадо, а то, что он уже застанет ее беременной. Буквально так сказано, и поздние переписчики думали, что это ошибка, исправляли на то,что “она станет беременной”. Но Иоаким застал ее уже такой, и потом через соответствующее время, то есть не через девять месяцев, а меньше, родилась Богородица.

Это еще раз нам напоминает о таких чудесах, о которых мы часто не понимаем, — не понимаем, как вообще такое может быть, даже если чудом. Есть такие чудеса, о которых Господь говорит, что Бог может из камней сделать детей Аврааму. Под камнями здесь, прежде всего, подразумеваются язычники, которые по плоти к Аврааму никакого отношения не имели, а Он может их сделать детьми Аврааму, и таким образом изменить прошлое.

И вот чудо о зачатии Богородицы имеет отношение к изменению прошлого тоже. Господь управляет вечностью. То, что происходит во времени, зависит от вечности, а не наоборот. Поэтому, если меняется какое-то событие в будущем, вместо одного другое, точно так же можно изменить события в прошлом. Собственно говоря, если бы это было иначе, то нельзя было бы сказать, что мы, действительно, можем получить прощение грехов. Потому что прощение грехов, если мы действительно получили прощение, приводит нас в такое состояние, как если бы действительно их не было. То есть они действительно уничтожаются, а не так, что они остаются где-то в прошлом, но даются на них какие-то скидки.

Давая это понять, в том числе, и с помощью концепции времени, Господь иногда говорит о таких чудесах, которые меняют события задним числом. Собственно, и грехопадение было таким же чудом, потому что история после грехопадения – это уже другая история, нежели та, которая была до грехопадения. Но что мы должны окончательно понимать сами для себя?

Мы не должны считать, что для Бога может быть что-то невозможное. Часто мы считаем, что Богу все возможно, но для этого надо изменить прошлое. Мы не думаем о том, как его можно менять, и вообще не думаем, что об этом можно молиться. А молиться можно обо всем. А лучше сказать, не надо выбирать, о чем надо молиться, – надо просто молиться с верою, что все полезное обязательно будет подано нам Богом. И какие-то человеческие соображения о невозможности этого все одинаково неуместны, независимо от того, какого рода эти соображения.

Уместно только одно соображение – надо доверять Богу, Господь может все. Вот об этом учит нас сегодняшний праздник. Хотя, конечно, он учит и многому другому, но просто нет возможности сказать обо всем сразу.

Аминь.