Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем праздник, который называется Сретение Господне. Сретение по-славянски означает “встреча”. Событие, которое празднуется, представляло собой встречу. Пришли в храм вместе с сорокадневным младенцем Иисусом – сегодня сорокой день по Рождестве Христовом, именно так исчисляется дата сегодняшнего праздника, —Его Мать, Иосиф Обручник, принесли жертву, как положено было по закону в благодарность о даровании ребенка и по истечении срока очищения матери, и их там встретили два старых пророка – Симеон и Анна, дочь Фанулиева, — которые находились при храме и, по откровению Божию, давно ждали этот день, когда Мессия, Которого за много столетий до этого уже ждал народ израильский, придет именно при их жизни.

Несмотря на свою старость, они надеялись Его дождаться и продолжали, надеясь на Бога, оставаться при храме. Когда, наконец, Его внесли, тогда они, — конечно, по откровению Божию, а не как-либо иначе, — сказали Ему те слова, которые отчасти записаны в Евангелии от Луки. Главные слова – это молитва Симеона Богоприимца, которые сказаны в присутствии младенца-Христа Богу: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром”. То есть, так, как Ты сказал, отпускаешь его с миром тогда, когда увидят мои очи Твое спасение. То есть то спасение, которое Ты соделал для человеческого рода. Так же он сказал после этого, обращаясь теперь уже к Богоматери, что “Твое сердце оружие пройдет”.

Вот такие события празднуем мы сегодня, и многому они учат нас в нашей собственной жизни. Всего, как всегда, и не перечислить, но, по крайней мере, можно сказать вот о чем. Смотрим мы на тех, кто ждет, что у него обязательно будет встреча с Мессией. Господь это говорит, и они в это верили. Причем для них речь шла о Мессии, который еще только должен был явиться на землю, но на тот момент, когда они узнали, что и им надо ждать, еще не явился. Собственно, узнали они об этом тогда, когда узнали Закон Моисеев от пророков ветхозаветных. Потом они узнали, что сами лично до Него доживут.

Но мы все знаем, что у нас у каждого будет день, когда явится к нему Господь лично. Мы так же не знаем, когда точно это будет, но знаем, что это непременно будет в нашей жизни. Конечно, есть люди, которые неоднократно встречаются с Господом в течение земной жизни как тогда, в тот день, который мы сегодня празднуем. Это люди, сподобившиеся особых видений Господних. Но все мы, православные христиане, постоянно с Нимвстречаемся в Евхаристии, когда приобщаемся Тела и Крови Христовой.

Никакого другого Тела Господня, кроме Того, Которое у Него одно, не бывает. Если мы Его причащаемся в Евхаристии, то, значит, таким образом мы с Ним встречаемся. Но здесь мы видим Его не в том человеческом образе, в котором Он есть, а в том облике, в котором мы можем Его вкусить в виде человеческой пищи. Все мы знаем, что закончится наша земная жизнь, и мы окажемся перед Его Лицем уже в другом Его облике. Это будет совершенно неизбежно. Как все люди, даже и не верующие, знаем, что жизнь наша закончится, а как люди верующие, как христиане, знаем, чем она закончится – она закончится встречей со Христом.

Какая это встреча будет для нас – мы читаем в Евангелии. Там сказано, что можно встать одесную, а можно ошуюю. Здесь не может быть никакого сомнения, что мы готовимся и ожидаем эту встречу. И вот либо мы готовимся и ожидаем эту встречу так, как надо, либо мы все равно думаем, что готовимся, но готовимся так, как не надо. По тем делам, по которым мы приготовимся, мы и будем осуждаться или оправдываться на Страшном Суде.

Чего же проще? Если мы ждем какого-то человека, когда он придет, то мы бодрствуем. Это сказано в притче о девах. Но в этом есть и простой житейский смысл: пока мы заняты тем, что мы кого-то ожидаем, мы не занимаемся теми вещами, которые нас сильно отвлекут от ожидания, потому что, не дай Бог, можно не заметить тот момент, когда придет тот, кого мы ждали. Это касается самой нашей обычной житейской жизни. Мы сосредоточены на том, кого мы ждем. Мы стараемся делать то, что будет полезно нам для этой встречи, и не делать того, что вредно или даже просто бесполезно.

У всех у нас назначена встреча с Богом, хотя точного момента во времени мы не знаем. Это и есть окончательная встреча по окончании нашей земной жизни. Мы можем сами посмотреть на себя, посмотреть на свое поведение и подумать: чего мы на самом деле ждем? Ждем ли мы встречу с Богом или ждем совершенно чего-то другого, судя по нашему поведению?

Рассматривать свое поведение очень полезно для того, чтобы понять, что нам надо делать, и что не надо, чем мы заняты напрасно, и чем не напрасно. Разные вопросы, таким образом, получают ответы, и если внимательно посмотреть, то утрачивается желание идти куда-то “на страну далече” и чем-то сильно отвлекаться.

Поэтому святые отцы говорят, что мы должны помнить о смерти. Память смертная является важнейшей христианской добродетелью, причем не только монашеской, потому что не только монахи умирают, а общехристианской, потому что она, смерть, ко всем относится одинаково, поэтому и память смертная для всех добродетель.

Конечно, добродетелью неврозы не считаются. У некоторых при мысли, что вот прямо сейчас они умрут, начинается паника, расстраивается сон, какие-то ощущения начинаются. Их лечат таблетками или, по крайней мере, психотерапией – и правильно делают. Если человек уже склонен к таким заболеваниям, то ему можно только с большими поправками применять или даже вообще не применять то, что я сейчас говорил. Потому что если он начнет сейчас так думать, то у него мысли пойдут совершенно в другую сторону, и его совершенно разнесет из-за этого. Но обычный человек, не младенец, не ребенок детсадовского возраста и не больной человек, конечно, должен думать о своей смерти и именно с этой точки зрения – с точки зрения того, что ему понадобится, когда он умрет, — рассматривать, что ему делать сейчас, что ему вообще делать в своей жизни.

В этом смысле урок сегодняшнего праздника, который называется встреча, касается каждого из нас. Аминь.