Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

История праздника. Смысл ношения нательного креста. Страшный суд будет для тех, кого не достигла в земной жизни проповедь истинного христианства; для христиан же суд уже ныне — они сами выбирают своей жизнью свою вечную участь. Что значит “носить свой крест”.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, т. е. мы празднуем событие — нахождение святой Еленой на Голгофе Креста в IV веке, — но даже и не столько его, сколько просто главный праздник в честь Креста, и не только в честь Креста, но и в честь Воскресения. В древности этот праздник тоже назывался Пасхой, хотя так же назывался и тот праздник, который мы сейчас называем Пасхой; Пасхой назывались разные праздники, но вторым по значению был сегодняшний. И этот праздник имеет тот же самый смысл, что пятница и суббота Страстной Седмицы и Воскресение Христово. Что это за смысл?

Когда мы думаем о Кресте, мы можем прежде всего вспомнить свой собственный крестик, который мы все, православные христиане, носим на себе. В последние века мы следуем обычаю носить его на шее на веревочке; во времена гонений его носили в кармане или еще как-то тайно, потому что опасно было показывать веревочку на шее; а в древности обычно крест выжигали или татуировали где-нибудь на лбу или на руке — это среди христиан было очень принято, и до сих пор это встречается в Эфиопии и у коптов. Суть же в том, что все мы, становясь христианами, принимаем на себя начертание креста и носим на себе крест. Для чего это нужно? Это нужно для того, чтобы мы были отмечены печатью нашего Владыки, как скот отмечают тавром — а мы ведь тоже паства, только словесная, и ничего в этом унизительного нет. Также народ, совершенно справедливо, думает, что это помощь и защита; и недаром на наших русских крестиках принято писать с обратной стороны “Спаси и сохрани”. Это все, конечно, правильно; и именно для того, чтобы иметь при себе постоянную Божию защиту, мы носим на себе крест.

Однако, мы должны помнить и о другом — о том, о чем мы читали сегодня в Евангелии на утрени. Господь сказал пророчески Своим ученикам, что Его скоро должны будут распять, и, объясняя это, сказал такие слова: “Ныне суд миру сему”. Мы, может быть, помним — по крайней мере, должны помнить, — что в других местах Господь говорит, что Он пришел не судить мир, а спасти мир, и что Он никого не судит, и что суд будет потом; а здесь он говорит, что суд — “ныне”. Получается опять противоречие. Как мы знаем, если найти в Евангелии какую-то мысль, то практически всегда там же можно найти мысль ровно противоположную на поверхностный взгляд. Это означает, что если мы хотим что-то в Евангелии понимать буквально, то мы глубоко неправы, потому что ничего у нас не получится. Если мы примем буквальное понимание какого-то места, то потом мы найдем другое место, где это понимание будет прямо исключаться. Вот так же и с судом — то ли ныне суд, то ли его как раз ныне-то и нет, а будет он потом, неизвестно, когда. И то, и это является буквальным пониманием разных высказываний Спасителя, к тому же иной раз не по одному разу повторенных. В чем же дело?

Дело в том, что действительно, суд для всего мира будет тогда, когда история закончится. Но суд для каждого из нас, тех, кто встретиться со Христом, происходит сейчас. Недаром Господь еще говорит, что кто примет Его слова, будет спасен, а кто не принимает Его слов, тот уже осужден, уже заранее осужден. Вот в каком смысле происходит суд. Кто отвергает Евангельскую проповедь, тот уже осужден, как и тот, кто отвергает Самого Господа Иисуса Христа. Ведь что такое спасение? Что такое суд? Что решается на этом суде? Решается только одно: кто войдет в Царствие Небесное, а кто не войдет. А что значит войти в Царствие Небесное? Что означает это выражение? Это означает — быть в Теле Христовом, т.е. соединиться со Христом. И на том суде будут рассматривать, так сказать, сомнительные случаи — жизнь тех, кого при его земной жизни не достигла проповедь истинного христианства. А тот, кто уже сейчас встретил Христа и Его отверг, тот, естественно, уже сам себя осудил через это. И получается, что Христос приходит и проповедует, но поскольку люди, те, кого достигает Его проповедь, проповедь истинного христианства, могут его и принимать, и не принимать; люди делают свой выбор, и этот выбор для них уже является судом.

Поэтому, нося на себе свой крест, т. е. понимая, что мы выбрали быть членами Церкви, мы должны понимать, что мы носим на себе свой суд, потому что уже именно ныне, в земной жизни, в зависимости от того, как мы живем, по-христиански или нет, мы сами для себя выбираем свою вечную участь. То есть мы должны смотреть на то, что крест, который мы на себе носим, дан нам и как некое отрезвление — он должен напоминать нам о смерти, и мы все время должны думать: а вот перед лицом нашей собственной смерти и перед лицом распятого Христа нужно ли нам заниматься этим или вот этим делом, или наоборот, нам нужно заниматься вот тем. Недаром мы носим на себе свой крест еще и во образ того Креста, который Господь нес на Голгофу. И еще Апостол Павел употребил популярное у христиан выражение “носить свой крест”. Что это означает? Это значит переносить какие-то тяготы, но тяготы не любые, какие угодно, а именно такие, которые нужны нам для спасения. А для спасения нам нужны те тяготы, которые мы терпим для того, чтобы не погрешить против христианской веры. Поэтому будем стараться обращаться к Господу, молиться перед Крестом Его — а мы все время находимся перед Крестом Его, потому что постоянно на себе носим Крест Христов, — и просить Его, чтобы Он нас вразумил, чтобы мы не отпадали от Него, и чтобы мы умерли в добром исповедании православной веры. Аминь.