Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Жители страны Гергесинской зарабатывали разведением свиней; когда свиньи, в которых вселились бесы, утонули, жители этой местности попросили Иисуса уйти от них, потому что Он нанес им материальный ущерб; мы, действительно, не допускаем к себе Бога, потому что нам очень важна наша повседневная жизнь, и мы не хотим в ней ничего менять; в каждом из нас пасется свиное стадо и даже, к сожалению, не одно; в нас живет “внутренний свинопес”, и мы к нему относимся, как жители страны Гергесинской к своему стаду — мы хотим пользоваться прибытками, которое он дает и плачем, когда Господь все же заставляет его броситься в море; иметь дело с собой означает иметь дело с жителями страны Гергесинской в первую очередь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали в евангельском чтении историю, которая произошла с Иисусом, когда Он шел в местность, населенную не иудеями, а язычниками — в страну Гергесинскую. Эти люди, которые там жили, разводили свиней, которых иудеи не разводили, потому что им запрещено употреблять свинину, а тем не было запрещено, они их разводили, и от этого имели хоть какой-то достаток.

И вот, в этой области был некий бесноватый человек, который страдал тяжелой формой беснования, и от него очень доставалось всем, кто там жил, поэтому он жил только в пустынных местах, и там его встретил Иисус, и он, а точнее говоря, бесы, которые в нем сидели, возопил: “Что мне и тебе Сыне Божий?” И Иисус его освободил. Но бесы, понимая, что он их изгонит, еще раньше, чем Он это сделал, попросили Его направить их в стадо свиное, которое паслось неподалеку. И дальше стадо свиное, когда бесы в него вселились, бросилось в воду и утонуло. В результате жители лишились своего дохода.

Какова была реакция этих жителей? – Это один из самых главных моментов во всем рассказе. Они могли бы понять, что к ним пришел человек (они, конечно, не могли понять, что это Богочеловек), который от Бога имеет дар исцелений, дар изгонять бесов. И могли бы какую-то пользу от Него получить, могли бы научиться от Него чему-то, потому что человек, который изгоняет бесов, он, наверное, может еще чему-то научить.

Но они об этом не думают. А о чем они думают? Они думают о том, что пребывание с таким человеком для них тяжело. Вот он сейчас уже нанес им материальный ущерб, который, если его символически понимать, их лишил какого-то нечистого прибытка. И они боялись, что Он их и дальше чего-то такого лишит.И они просят его уйти от них. И Он, раз Его попросили, действительно от них ушел и не возвращался. А только остался этот человек исцеленный.

Конечно, нам часто ставят в пример этих людей, конечно, в отрицательный пример, и совершенно справедливо ставят: что вот, мы не хотим расстаться ради Бога с какими-то нашими верными прибытками, с какой-то корыстью, и поэтому предпочитаем, чтобы Бог от нас ушел, и поэтому Бог не только нам не является, не дает нам сил и никаких ответов, но и вообще нам не помогает в жизни.

В каком-то смысле это рассуждение правильное. Но оно правильное в том смысле, в котором бывают правильными поверхностные рассуждения. К сожалению, надо смотреть глубже. А почему к сожалению? Потому что тогда все выглядит еще хуже.

Тогда выясняется, что мы действительно не допускаем к себе Бога, потому что нам очень важна наша повседневная жизнь. Мы хотим жить так, как мы живем. Мы не хотим жить хоть как-то иначе. По своей воле мы ничего не изменим. И даже если мы будем понимать, что это ради Бога, мы постараемся сделать вид, что мы ничего не понимаем и ничего не слышим. Может быть, не перед другими, а перед собой постараемся сделать вид, но это то же самое, что объявили жители страны Гергесинской, чтобы Он от них вышел.

Они не хотели Его сердить, поэтому достаточно вежливо Ему сказали, чтобы с Ним не ссориться, но только чтобы Он у них не оставался. Даже не стали предъявлять Ему никаких счетов за потерю свиного стада, понимая, что ничего хорошего для них из этого не выйдет.

И вот в каждом из нас пасется свиное стадо и даже, к сожалению, не одно. И если Бог одно случайно выгонит, то выясняется, что там уже новое на подходе. И это внутреннее наше свиное стадо и не допускает нас услышать волю Божию и жить с Богом. Следовательно, мы потом можем не удивляться, потому что все закономерно, почему нам кажется, что Господь наших молитв не слышит. Он-то наши молитвы слышит, а вот мы его ответы слышать не хотим. Поэтому никакого разговора у нас с Ним не получается.

Не знаю, свидетельство это этой истории или нет, но у немцев есть такое выражение “внутренний свинопес” ( innererSchweinehund), что означает, что в человеке всегда есть некий бесенок, который всегда все испортит. Даже когда можно не портить, есть что-то такое, что заставляет непременно испортить. В житейской жизни это есть не у всех, а вот в жизни внутренней — духовной, я даже не могу допустить, что есть люди, у которых этого нет.

У всех нас есть такой “внутренний свинопес”, и мы к нему относимся, как жители страны Гергесинской к своему стаду: мы хотим пользоваться прибытками, которые он дает, поэтому, зная за собой такое, мы себя принуждаем, потому что добровольно мы это делать не будем, к тому, чтобы Господь у нас оставался, задерживался.Но если Он у нас задержится, то Он будет изгонять бесов, и наши свиные стада будут иногда тонуть, и мы будем с большими слезами с ними прощаться. По крайней мере, с большими внутренними слезами, невидимыми миру, но составляющими всю нашу жизнь.

Поэтому будем понимать, с кем мы имеем дело: мы имеем дело с собой. Иметь дело с собой означает иметь дело с жителями страны Гергесинской в первую очередь, а, во вторую очередь, — со свиным стадом, и только в третью очередь — с бесноватым, из которого Господь изгоняет бесов. Не будем от этого унывать, а будем относиться к ситуации как к рабочей, то есть работать.

Аминь.