Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы празднуем Неделю святых отец, и евангельское и апостольское чтения особенно нам указывают на тех, чью память мы празднуем. Конечно, в целом сегодняшнее богослужение воспоминает те же самые ветхозаветные лица, которые вспоминались неделю назад, потому что между неделями праотец и отец, то есть нынешним воскресением и предыдущим, никакого такого уж принципиального различия нет, но все-таки на некоторые различия указывают сегодняшние апостольские и евангельские чтения.

Апостольское чтение, может быть, еще тоже не указывает в должной мере на это различие, потому что оно говорит просто о тех ветхозаветных праведниках, которые были. Причем принципиально не всех перечисляет по именам, потому что это невозможно, но говорит обо всех – это апостол Павел в Послании к Евреям. Но евангельское чтение указывает уже недвусмысленно, что мы говорим о тех, от кого по плоти Христос. В этом чтении – Евангелии от Матфея – была родословная Иисуса. В этом смысле, самом узком, мы говорим сегодня, что у нас Неделя святых отец, хотя и в общем, широком смысле, мы сегодня тоже говорили – все они праведники Ветхого Завета.

Но если уж узкий смысл сегодня самый важный, то об этом мы и скажем. Что это за родословная Иисуса? Есть разные родословные Иисуса — одна у Матфея, другая у Луки, — и они имеют разный смысл. Там разные имена, но отчасти, конечно, одинаковые. В Евангелии от Луки родословная начинается от Бога, следующий там Адам, правда, изложена она в обратном порядке, но и те имена, которые должны совпадать, частично не совпадают. Например, здесь у нас названы цари после Соломона,  там они будут пропущены – несколько царей после Соломона, которые по плоти, несомненно, предки Христа, они в той родословной будут пропущены, а  в этой нет. Почему?

Там прикровенно указывается на то, что эти цари были идолослужителями. И духовно они, конечно, не принадлежали к родословной Христа, хотя телесно они к ней принадлежали. И поскольку та родословная делает упор на духовном, то эти цари, хоть они по плоти тоже предки Иисуса, для нее не существуют. Конечно, когда мы говорим о родословной, то мы ведем родословную к Иосифу, который по плоти как раз и не был отцом Христа. Опять же, это неважно – зато духовно был. Вот как все непросто. Но Христос и говорит, что Бог может и из камней создать чад Аврааму.

Но все же скажем о сегодняшней родословной, которая вроде бы указывает тех, от кого был Христос по плоти, и потому  начинает не от далекого Адама, а от тоже далекого, но не настолько – Авраама, — то есть от народа Божиего, потому что Авраам – это отец народа Божиего, и от него только начинается сегодняшняя родословная, которая была в Евангелии от Матфея. То есть эта родословная Иисуса не в человечестве в целом, а уже только в богоизбранном народе, который начинается только с Авраама.

Она показывает и специально отмечает определенную организацию, что было 14 родов от Авраама до Давида, еще 14 от Давида до переселения Вавилонского и еще 14 от переселения Вавилонского до Христа. Что это означает? Что такое 14? Любой благочестивый еврей скажет, что 14 – это два раза по семь, а три раза по 14 – это шесть раз по семь. А что такое шесть раз по семь? Это совершенно понятно – не хватает только одного, чтобы был седьмой раз по семь. Это значит, что после Иисуса начинается последняя седмица родов. Вот было всего, может быть, седмиц только семь, потому что это совершенное число, а шесть уже было до Иисуса.

Конечно, мы не должны быть столь наивны, чтобы полагать, что там, действительно, перечислены все поколения, которые могли быть. Перечислено то количество, которое перечислено, потому что правильно считать количество этих поколений, которое было так, как здесь сказано, а не так, как могли бы посчитать какие-нибудь ученые, например. Сказано семь – значит семь. Сказано 14 – значит 14.

Итак, осталось только семь поколений, которые последняя седмица. Вот эти семь поколений – это то человечество, которое живет после воплощения Христова, которое осталось, пока мир стоит. И эти семь поколений пока не могут кончиться, как мы видим. Но уже видно, что этого не очень много. В каком-то духовном смысле, если не в каком-то другом, этого точно меньше намного, чем то расстояние, которое было от Авраама до Иисуса. Вот что это означает.

Это означает, что Иисус пришел в последние времена, если уж совсем коротко сказать. Так говорится в Священном Писании неоднократно, только в разных местах. Времена, когда пришел Иисус, они и есть последние, и вот наши времена – они и есть последние тоже. Какие-то люди, не понимающие этого, будут спрашивать: «А когда Библия говорит о последних временах, когда они наступят?»

Они давно уже наступили. Вот мы в них сейчас и живем, потому что последние времена – это такие времена, за которыми не будет каких-то еще качественно отличающихся времен. Уже не будет никаких, потому что никакой Мессия уже являться не будет, а будет Тот же Самый, Который уже явился, и Иисус придет второй раз. Но это уже будет как раз закрытие всех времен, окончание всех времен, никакого нового времени уже не последует,  а будет одна вечность.

Вот о чем нам говорит сегодняшнее время – мы вступили с Рождеством Христовым в последние времена. Поэтому никакой неэсхатологической Церкви, никакого неэсхатологического христианства не бывает. А что это означает, если эти времена последние?

Это означает, что приспосабливаться к жизни  в миру уже бессмысленно. Конечно, в каком-то смысле мы приспосабливаемся к жизни даже там, где мы собираемся провести один час или одни сутки. В таком смысле, конечно, надо приспосабливаться и к жизни в миру. Вообще, когда ты куда-то пришел, ты приспосабливаешься – это правильно. Где-то ты надеваешь верхнюю одежду, где-то снимаешь, где-то облачаешься в одни одежды, где-то в другие – таким образом, ты и приспосабливаешься. В этом смысле мы, конечно, должны приспосабливаться к мирской жизни, но ни в каком-то другом.

Но в строгом смысле Церковь пришельствует на земле, дома у нее тут быть не может. Потому что дом – это где живут постоянно. А  в мире никто не живет постоянно, но никто об этом не знает, а Церковь, конечно, об этом знает. Те, кто не живут постоянно в мире и не принадлежат Церкви, вообще не имеют какого-то постоянного дома. Как правило, они имеют иллюзии, что постоянный дом у них где-то, где они живут или где они хотели бы жить, но не живут, но это тоже иллюзия – не решусь предположить, какая иллюзия более вредная.

А Церковь говорит, что на земле ни у кого никакого дома нет, но в тоже время она говорит, что дом в вечности. И в тоже время, что самое главное, она не просто указывает, что дом в вечности будет где-то когда-то, а она говорит и указывает, что дом есть уже сейчас, потому что внутри Церкви эта вечность уже наступила. Таким образом, мы уже сейчас живем в том доме, которым является вечность. И если мы почему-то это не чувствуем и не замечаем, то проблема в том, что мы этого не замечаем – и больше ни в чем.

Если мы хотим начать это замечать, то – пожалуйста. Все всегда для этого у нас с собой. Если мы причащаемся, если мы находимся в Истинной Церкви, то это всегда у нас есть. А пользуемся мы этим или нет, отпадаем мы от этого или нет – это уже как мы сами сможем сделать, как мы сами захотим. Экспериментально очень легко в этом убедиться: попробуй жить по-христиански чуть-чуть, попробуй молиться.

Первое, что ты получишь – это то, что ты получишь по голове в той или иной форме, обязательно. Мол, нечего, — что это ты решил вдруг жить по-христиански, — скажут вокруг все бесы, конечно, но иногда это будет устами людей, может быть, наших ближних, может быть, даже прихожан Истинно-Православной Церкви. Неизбежно мы это услышим.

Поэтому не надо чрезмерно задумываться, от кого мы это услышим – это совершенно неважно и случайно, а неслучайно то, что мы это услышим. Конечно, у нас будет не получаться. Но надо просто сказать себе в этой ситуации, что  вот все хорошо, значит, все правильно. Но, может быть, не все правильно, даже наверняка не все правильно, честно говоря, наверняка, правильно только чуть-чуть, а в остальном все неправильно, но того чуть-чуть, что правильно, достаточно для того, чтобы нащупать путь и двигаться таким образом дальше, чтобы вообще не пропасть. Это маленькое правильное на фоне очень большого неправильного все перевесит.

Вот так и получается, что жизнь  у нас христианская. Вроде христианства даже этого нет, и не видно невооруженным глазом его, но оно само о себе говорит, постепенно это чувствуется. Это никак не объяснить со стороны, кроме как вот такими обходными путями, как попытался сейчас сделать я. То есть путь один: молись и уповай на Бога.

Что значит молиться? Молиться – это постоянное состояние. Мы можем говорить какие-то слова молитвы, даже относительно внимательно их говорить, и все равно при этом не молиться. Вот такая коварная особенность у молитвы есть. Ладно, когда мы еще молимся невнимательно – это хоть мы сами понимаем, что виноваты.

Но мы можем молиться внимательно, а это тоже будет не лучше. Потому что должно быть расположение к Богу, не просто внимательность, а расположение и доверие к Богу изначально. Если оно будет, то это уже память Божия. Если мы не будем говорить слов молитвы, потому что наш ум, предположим, будет обременен чем-то другим, например, сном или какой-то работой, или разговором с другими людьми, то мы все равно в это время будем молиться, не произнося никаких специальных слов молитвы.

Если же мы будем произносить какие угодно слова и делать это самым внимательным образом, но не иметь такого изначального доверия, то, конечно, будет плохо. Значит, это доверие либо есть – с опытом оно приобретается все больше и больше, конечно, — либо, если его нет, тоже это не проблема, вернее проблема, но решаемая. То есть просто надо помолиться Богу, чтобы дал доверие – и даст обязательно. То есть надо все проблемы решать с Богом.

Проблема может заключаться в том, что у меня вообще только одна проблема и ничего, кроме проблемы. Опять же – с кем же еще это решишь? Все остальные обманут, только честные люди скажут, что с ними эту проблему не решить. А те, кто скажет, что может решить, только денег дай или часть своей жизни – они всегда обманут. А Бог не обманет, поэтому все очень просто. И Он единственный, Кто это и может решить, и все бесплатно. Или, наоборот, платно – Он требует не часть нашей жизни в виде денег, времени и так далее, а всю нашу жизнь сразу целиком, о чем мы слышим каждый день в богослужении – «Весь живот наш Христу Богу предадим», а не какую-то часть, лучшую или худшую.

Аминь.