Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Христос воскресе!

Сегодня мы совершаем самый главный христианский праздник – праздник Пасхи! И люди, которые ночью пришли в церковь, конечно, что-нибудь о ней уже знали – если даже достояли до конца службы, значит, имели причины это сделать. Конечно, тот, кто вообще ничего не знает, а только пришел посмотреть, он, может быть, и достоит до конца, но вряд ли. Хотя хорошо, что он пришел, а если достоял, то это еще лучше.

Но большинство все-таки имеют представление, зачем это надо. Предаются каким-то правильным мыслям, воспоминаниям и, может быть, даже молитвам. Почему же и не помолиться на пасхальной службе в день Пасхи? Но потом все получается плохо.

Еще хорошо, если в первый же день застолье не уничтожит все христианство. Но если оно все-таки в первый же день еще сохранится, то маловероятно, что оно сохранится до конца пасхальной седмицы. Об этом говорит Иоанн Лествичник, которого мы читали в Посту, что только для воздержных людей, которые победили страсти, — по крайней мере, в первом приближении это сделали, — для них праздники – это время некоторого отдыха, когда просто меньше напрягаешься, и при этом жизнь не портится.

Для людей, которые хотят быть более или менее христианами, праздники – это время большего труда, а не меньшего.  В посту быть христианином легче, чем в праздники, вернее, даже так надо сказать: в посту христианином быть легче, чем не в посту, а не в посту легче, чем в праздники христианские. Чем больше христианский праздник, тем больше это искушение, а в самый большой праздник, то есть сегодня, самое большое искушение.

Искушение в том, чтобы бросить не только поститься – поститься в пищевом смысле, конечно, и надо бросить, — но бросить и вообще все остальное, что было в пост. Вот из-за этого-то и получается, что к следующему посту приходят уже не христиане, а язычники. Еще хорошо, что вообще приходят, потому что многие-то и не приходят, но если приходят, то уже в таком некондиционном состоянии. Но, повторю, что это лучше, чем, если не приходят вообще.

Но все-таки надо же как-то что-то делать. После Пасхи христианство не кончается. Конечно, из людей, поживших церковной жизнью хотя бы два года, а тем более три-четыре и больше, никто этому не поверит, что после Пасхи христианство не кончается, потому что весь опыт говорит обратное. Но это неправильный опыт. Не то, что этого опыта нет – он есть, и он, действительно, говорит обратное, но просто этот неправильный опыт надо сломать.

Как же его сломать? Как же пережить Пасху и остаться христианином? Это главный вопрос, который сегодня должен стоять перед почти всеми христианами. Я повторю, что исключением здесь являются только совершенные. А те, кто вообще не хочет быть христианином, а хочет есть только куличи в разных смыслах этого слова, те и христианами не являются, поэтому совершенно невозможно о них говорить.

Но вот мы вроде как хотим быть христианами. Вот как это сделать, если наступила Пасха? Во-первых, надо есть умеренно. Конечно же, есть непостную пищу, но есть ее умеренно. Не столько, сколько ее на столе, и не столько, сколько ее осталось в холодильнике или еще где-то, чтобы в конце недели отравиться – именно так в жизни и бывает, и более того, насколько я знаю, специальные больничные койки готовят для так называемых на врачебном жаргоне «подъедал», которые доедают эту всякую еду в конце недели и затем «идут путем своим».

Вообще надо поменьше всей этой еды. Конечно, не напиваться. Если кто-то склонен напиваться, то тогда надо ограничиться, может быть, и безалкогольным проведением праздника – прекрасное дело! Я ни разу не пробовал, но абсолютно в этом уверен, что это прекрасно, и почему же не порекомендовать, если хорошие люди советуют.

Еще есть такой бич – это всякие компании. Они бывают двоякого рода. Первые – это реальные, а вторые – виртуальные. Виртуальные бывают не только в компьютере, но и в телевизоре. Те, кто проводит время перед этими вещами, назовем их так, тот попадает в какую-то среду общения. Это относится даже к телевизору. И человек постепенно начинает жить, даже сам этого не замечая, какими-то волнениями, новостями и просто настраивается на волну, которая там идет.

И если в интернете еще можно подобрать какой-то круг общения, отчасти хотя бы на пользу, то в телевизоре это в принципе невозможно. Поэтому разумный человек не может смотреть телевизор, если ему это не надо по работе, но по работе это почти никому и не надо.Поэтому здесь понятно, что надо делать.

А что касается реального общения, то, конечно, походить в гости на праздник – это дело хорошее. Но это только в случае, если есть к кому идти. Далеко не у всех есть к кому идти. К каким-то родственникам, которые непонятно зачем существуют в нашем круге общения – так-то нам не надо понимать, зачем те или иные люди существуют, это Господь их создал, — и зачем нам с ними общаться. И если ясно, что мы с ними общаемся по каким-то другим делам, с религией никак не связанным, то нет повода идти к ним именно на праздник.

На христианский праздник надо ходить к христианам, и то там не засиживаться, потому что начинаются там неполезные разговоры. А к нехристианам, которые приглашают на христианский праздник, идти просто абсурдно. Чего, собственно, там праздновать, если с нехристианами? Если и с христианами, в общем-то, нечего, то с нехристианами просто совсем.

Поэтому лучше сказать, что в другой раз. В другой раз, может быть, и нужно прийти к  этим людям, если будет какой-то более разумный повод, но, в принципе, надо уклоняться. Гораздо больше мы получим праздника, если мы будем читать книжку. Потому что наша задача – не потерять то, до чего мы сейчас каким-то образом дошли.

Я знаю, что для многих прийти даже вот на эту службу было некоторым подвигом. Причем таких здесь изрядный процент присутствующих. Не знаю, но, может быть, двадцать пять процентов – даже так. Вот, хорошо – сделали усилие. Но дальше надо, чтобы результаты этого усилия сохранялись.

Я понимаю, что я это сказал уже примерно десять раз. Я понимаю, что если бы даже я сказал сто раз, то все равно никто бы ничего не запомнил. Но я надеюсь, что посыл здесь понятный: Пасха – это время самой большой опасности для православных христиан. С ней может сравниться только Рождество, но Рождество менее опасно.

Поэтому надо настраиваться на то, что сейчас будут нас терзать с разных сторон, чтобы как можно скорее никакого воспоминания о Пасхе, о Великом посте не осталось. Это хорошо, что будут нас терзать – значит, что-то у нас было, нам есть что терять, раз нас так терзают. Это же прекрасно.

Но дальше надо не терять. А как не терять? Очень просто. Не поддаваться на правила хорошего тона, на то, чтобы быть хорошим человеком. Не тупить перед телевизором или в Интернете. Собственно, если это сделать, то уже великие горы сдвинутся.

Аминь.