Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы совершаем память такого христианского подвижника, который жил в самое недавнее время. Он умер в возрасте всего лишь 49 лет в 1982 году. Жил он в Америке, был американцем, и уже не в юном возрасте пришел к тому, чтобы обратиться в православие, и стал строго православным человеком.
Он решил подражать монашествующим отцам. Но как подражать – непонятно. И вот он решил, что надо просто самому поступить так, как поступали в свое время отцы – взять и уехать в пустынную местность, где мало кто живет, и там прямо основать монашескую жизнь со своими друзьями и единомышленниками, которых было тогда примерно один человек, но потом стало немножко больше.
Дальше было много и удач, и неудач, если говорить о спасении его души, ради чего, собственно, все это и было затеяно, а если говорить о судьбе монастыря, то там было не очень хорошо. За эти лет двадцать подвижнической жизни было много всего разного и полезного не только для них, но и для всех окружающих. В частности, издавался журнал, книги писались, статьи, которые с тех пор и до сих пор, и может быть, чем дальше, тем больше вдохновляют православных.
Но если из этого многообразия, что вдохновляет православных, выбрать что-то одно и главное, то можно, мне кажется, вот что вспомнить. Это дает нам образец того, как надо отвечать на вопрос «что мне делать, чтобы спастись?». Есть и другая форма этого вопроса – «что мне делать, чтобы стать монахом?».
Обычно люди думают, что для этого надо пойти и поступить в какой-то монастырь. А где взять этот монастырь? Так, в результате, они ни в какой монастырь и не поступают, живут всю жизнь непонятно как, и, в конце концов, просто спиваются. Или бывает еще хуже — если они находят монастырь, то находят абы какой, идут в него, а там они могут еще хуже развратиться и испортиться в наше время. Серафим Роуз тоже понимал эту опасность и потому не шел ни в какие монастыри, которые были ему там доступны в Америке или на Афоне.
А что ж тогда делать? А ничего особенного делать не надо. Вот есть у тебя представление, что такое христианская жизнь – вот давай, начинай жить в тех пределах, в которых ты можешь сейчас. Кто-то, конечно, может уехать жить в пустынную местность и там на самом деле остаться жить. Но сам Серафим Роуз, который так поступил, говорил, что это не для многих.
Это надо иметь такую способность жить своими физическими трудами, самому себе сколачивать домик. Кто-то, конечно, может — тот молодец, для него этот путь открыт. Но для большинства он закрыт. Это в древности люди были ближе к природе, особенно в жарких странах, а сейчас это, конечно, мало кому доступно.
Но все остальное доступно. Вот ты хочешь жить по-христиански. А что тебе, собственно, мешает в том месте, где ты сейчас находишься, жить по-христиански? Конечно, если мы начнем думать, то увидим, что нам много чего мешает. Вот такие-то у нас отношения с такими-то людьми, такая-то работа, и еще что-нибудь, и еще что-нибудь.
Но, во-первых, что мне мешает молиться дома, совершать все службы, которые можно совершить домашним чином? Это если проблема в том, что в церковь я не могу ходить столько, сколько мне надо. Так совершай молитвы дома – этому ничего не мешает. Если мешает отсутствие знаний – приобрети знания, научись. Не ахти какие знания нужны. Если мешает отсутствие книг, то в наше время интернета все есть бесплатно – даже смешно говорить об этом. Даже раньше это было преодолимо, а сейчас это вообще не разговор.
Если тебе мешает твоя работа, ты ее считаешь неподходящей – ну, смени работу. Что в этом такого? Или пусть будет работа за малое количество денег – потерпи лишения, это прекрасно. Если у тебя какие-то неподобающие отношения с людьми другими – кто виноват? Ты сам и виноват. Даже не надо говорить, что эти люди виноваты – их вина тоже может быть, но это не твое дело. Твое дело – твоя собственная вина. Исправляй.
Не надо ничего ждать, не надо никуда ходить. Хочешь начать жить по-христиански – начни. Хочешь начать жить по-монашески – начни прямо сейчас. А кто тебя пострижет в монахи, и будет ли это вообще – это не очень принципиально. Самые первые отцы монашества были вообще никак не пострижены. Например, кто постригал Антония Великого – отца всех монахов? Его сохранившаяся биография дает очень точный ответ: никто.
Когда уже было несколько десятилетий его подвижничества, тогда он чудесным образом встретился с Павлом Фивейским, которого тоже никто не постригал в монахи, разумеется, и ему досталась милоть, то есть плащ, монашеская одежда, через которую благодать монашества передается, от Павла Фивейского. Но на тот момент Антонию уже было изрядное количество лет, и это уже было не начало и даже не середина его подвижничества.
Поэтому не надо никогда думать, что мне не хватает каких-то внешних условий, чтобы жить по-христиански или чтобы жить по-монашески, если я хочу жить по-монашески. Не хватать может только внутренней решимости. Такая внутренняя тупость. Эта тупость не столько от того, что мы чего-то не соображаем, хотя так и может казаться, но на самом деле причина глубже – мы не соображаем потому, что у нас нет стимула начать соображать. Потому что когда нас что-то близко припрет и коснется, мы сразу начинаем очень живо соображать. Откуда что берется? Сразу и ум появляется, и скорость реакции, решения – все что угодно.
Но вот здесь мы начинаем тупить, здесь как-то все непонятно, и можно ждать годами и десятилетиями. Ну, вот если можно ждать, то и получишь то, что получишь. А если нельзя ждать, если тебе, действительно, этого хочется, то тогда, даже если ты очень тупой человек и малообразованный, то у тебя включится нужное количество интеллекта, и нужное количество образования ты приобретешь.
Поэтому не на что и не на кого тут сваливать, а надо, подобно Серафиму Роузу, на том месте, где ты находишься, даже если оно очень неблагоприятное, — а у нас в России у всех оно очень благоприятное, я бы сказал, — находить себе православие.
Аминь.