Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

По редкому совпадению в воскресный день перед Богоявлением начинается подготовка к Великому посту; Евангелие от Луки о Закхее: нам надо сделать хоть немножко, чтобы пойти навстречу Богу, но это должно быть чем-то необычным, тогда уже Небо Само сойдет к нам в дом; Закхей раскаялся на самом деле, и оказалось, что Бог всегда этого ждал; в преддверии Великого поста нужно посмотреть, какие у меня постоянные грехи, в которые я систематически впадаю; постоянные грехи — это систематическая ошибка у нас внутри, искушение, с которым я однажды согласился, не осознавая этого, а в преддверии поста я могу это осознать и помолиться Господу, чтобы от этого избавиться; конечно, когда хочется поддаться своему постоянному греху, надо еще просто сдерживаться, тогда грех будет закупорен во мне и подохнет, задохнется.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня по редкому совпадению мы в воскресный день перед Богоявлением начинаем подготовку к Великому посту. Первое подготовительное воскресение к Великому посту у нас как раз уже сегодня, и это так называемая Неделя о Закхее. От Великого поста здесь только одно – одно евангельское чтение, которое было за литургией. Но за сегодняшней литургией мы слышали целых три евангельских чтения.

Сначала надо было прочитать к сегодняшнему воскресному дню в Неделю перед Богоявлением — о том, как происходило Крещение Господне, рассказывалось в Евангелии от Марка. Потом мы читали как раз подготовительное чтение, о котором я сейчас скажу. И, наконец, читали в честь собора 70 апостолов, о том, как Господь выбрал, послал на проповедь учеников, и потом эти 70 апостолов вернулись. Поэтому у нас сегодня было три Евангелия – тоже не так часто это бывает, но не так и редко.

И вот второе из них было Евангелие от Луки о Закхее, которое уже связано с подготовкой к Великому посту. О чем говорится в этом Евангелии? Там говорится о том, как Иисус шел по городу, где встречала Его толпа народа, и поэтому к Нему было трудно подойти. И некий человек Закхей, который был маленького роста, очень хотел Его увидеть, для чего и залез на дерево.

Но этот человек, хоть и вел себя с таким усердием по отношению к Иисусу, никаким праведником не был. И даже о нем было хорошо известно, и это было совершенно справедливо, что это весьма грешный человек. Он был мытарем, то есть сборщиком податей, сборщиком налогов. Эти люди делали государственную службу, которую должен был кто-то совершать, и само по себе это было бы ничего, но по правилам жизни в то время – не по законам, это было противозаконно, а именно по реальностям той жизни, — мытари отнимали очень много денег у людей и собирали не только в казну, но и в свой карман, и старались всячески злоупотреблять. Это было самое проклятое сословие во всей Иудее.

И вот человек, который принадлежал к этому сословию, и по своему поведению на самом деле ничем хорошим не выделялся, залез на дерево для того, чтобы увидеть Иисуса. Все удивлялись, а он, действительно, увидел Иисуса, а Иисус издали увидел его, проявляющего такое усердие, и, к удивлению всех, сказал: “Закхей, Я должен быть сегодня у тебя дома”.

По этому поводу святитель Иоанн Златоуст говорит, что только на несколько вершков Закхей забрался поближе к небу, и само Небо пришло к нему в дом. Значит, нам надо сделать хоть немножко, чтобы пойти навстречу Богу, но это должно быть чем-то необычным, потому что людям несвойственно лазить по деревьям. Но тогда уже Небо Само сойдет к нам в дом.

Дальше говорится, что происходило, когда Иисус, наконец, пришел к нему в дом. Он ни в чем его не обличал, и ничего ему плохого не говорил, хотя, естественно, догадывался как человек, а как Бог точно знал, что это за человек Закхей. Но Закхей Ему говорит сам, что я отдам половину своего имения нищим, а всем, кого я обидел, у кого что-то неправедно забрал – возмещу в четыре раза.

И Христос говорит: “Днесь спасение дому сему, потому что этот человек сын Авраама есть”. То есть он сын Авраама и тоже принадлежит к избранному народу, хотя он совершенно пренебрег своим предназначением, когда жил так, как он жил. Но потом он образумился, раскаялся, и оказалось, что Бог всегда этого ожидал. Христос вот об этом и говорит: если он только раскаялся на самом деле – а это так и произошло, — то тогда, конечно, этот человек спасен.

Вот в преддверии Великого поста мы слушали такое Евангельское чтение. В богослужении у нас еще ничего такого великопостного не было, пока еще не положено, но уже такое евангельское чтение, которое нас должно располагать к покаянию, потому что, если мы и не работаем сборщиком податей, и, может быть, не участвуем прямо в коррупции, но, по крайней мере, нам все равно есть что вспомнить каждому за себя, у кого какие грехи.

Не просто мы их должны вспоминать и говорить на исповеди – это, конечно, все обязательно всегда нужно, – но в связи с Великим постом нужно добавить еще вот что. Нужно посмотреть, какие у меня постоянные грехи, в которые я систематически впадаю. Понятно, что основные грехи те, которые я не осознаю, не вижу. Но не все же я не вижу и не осознаю. Что-то я вижу.

В какой-то ситуации, которая все время повторяется, я говорю или делаю что-то такое, о чем потом приходится жалеть. Это значит, что у меня внутри какая-то систематическая ошибка. Это значит, что не просто я случайно поддаюсь искушению, которое возникает во время таких ситуаций, а это означает, что я уже постоянно и навсегда внутренне поддался этому искушению, а ситуации, которые возникают, служат лишь тому, чтобы вывести наружу это состоявшееся мое согласие, сосложение с этим искушением. То есть такая ситуация – это только повод, чтобы проявить мое согласие с этим искушением.

Но я могу так согласиться с каким-то искушением, этого не осознавая. А вот теперь, наблюдая за своим поведением в преддверии Великого поста, я могу это осознать. И, прежде всего, что надо сделать, — это помолиться Господу, чтобы мне это осознать и чтобы от этого избавиться. И особенно, чтобы время Великого поста, которое будет временем воздержания от всяких безобразий, мне в этом послужило помощью. И обязательно послужит.

А во вторую очередь, можно и просто подумать – иногда это удается, а часто и не удается, но не надо из-за этого расстраиваться, ослаблять своих усилий, — что же конкретно заключает то искушение, которому я поддался, когда вот со мной происходят такие вещи. Можно понять, что я не переношу, когда кто-то лучше меня, когда кто-то, кого я считаю глупее, что-то там говорит, и сразу начинаю думать, что там все заведомо глупость, даже не вдумываясь, что он там говорит; или когда я очень хочу настоять на своем.

Вот всякие такие вещи я начинаю думать и начинаю как-то безобразно себя вести при соответствующем моменте. Вот так, если подумать, мы можем понять, в чем наша ошибка. Но во многих случаях, если мы и думаем, то все равно понять не можем. Но мы можем помолиться Богу, чтобы Он нам дал уразуметь, или даже не давая уразуметь, как-то нас от этого избавил, помог нам избавиться.

Конечно, надо еще просто сдерживаться, потому что потом все равно возникнет аналогичная ситуация, когда нас будет просто распирать, чтобы что-то такое сделать не то, а надо сдерживаться и не делать. Да, так получилось, что внутренне мы пали в мыслях, то есть мы уже захотели это сделать. Но, по крайней мере, не надо это делать в действии, тогда грех, хоть и не исчезнет, но он будет закупорен во мне. А если он будет во мне закупорен, то потом, может быть, долго не исчезая, все-таки, грубо говоря, подохнет, задохнется.

Этот метод не я тут сам сейчас придумал или у кого-то взял из знакомых, а это так пишут святые отцы – так надо бороться с грехами, которые ведут нас к совершению каких-то безобразных действий, хотя даже и помыслы сами по себе тоже являются грехами.

Вот на что нас должно настраивать сегодняшнее евангельское чтение о Закхее. Но, как бы то ни было, надо понимать, что ближайшее событие, на которое нас настраивает все остальное сегодняшнее богослужение,— это Богоявление, которое придет с торжественной и, может быть, немного мрачной службой завтра и потом во вторник, в полном смысле, с торжественной службой.

Аминь.