Притча о злых делателях всецело относится к о. Александру; заповеди Христовы требуют от нас что-то делать или чего-то не делать вне прямой зависимости от того, возможно ли нам самим довести дело до какого-то правильного результата; мы должны что-то делать не для того, чтобы при нашей жизни получить результат, мы должны что-то делать потому, что в этом есть заповедь Божия; Бог даже и из проигрышного дела может сотворить чудо; священник на своем месте обязан проповедовать, поэтому о. Александр делал то, что должен был делать;храм очень важен как средство проповеди; когда о. Александра убили в 1997 году, митрополит Виталий, глава тогдашней Зарубежной Церкви, благословил приходу св. Елизаветы почитать его во святых.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы совершаем память нашего убиенного отца Александра. Всегда трудно осознать, как быстро бежит время, хотя мы все заранее знаем, что бежит оно крайне быстро. Сегодня уже одиннадцатая годовщина – мы разменяли второй десяток, в прошлом году исполнилось десять лет с этой даты.
Так же и в тот самый день, когда это произошло, было воскресенье. Церковное новолетие для нас всегда оказывается датой, с которой наш приход перешел в свое новое состояние. Оставшись без настоятеля, он вступил в еще более тяжелый путь. Как бы то ни было, все это происходит по воле Божией и для блага всех, кто как-то к этим обстоятельствам причастен.
Так получается, что сегодняшнее Евангельское чтение особенно удачно подходит к смыслу сегодняшнего праздника. Естественно, что сегодняшний день не всегда попадает на воскресенье, и если это воскресный день, то он бывает разным по Пасхе, а воскресные евангельские чтения приурочены к воскресным дням, которые отсчитываются от Пасхи.
Сегодня как раз выпало такое чтение, которое часто называют притчей о злых делателях. Некий человек отдал свой виноградник возделывать каким-то нанятым им работникам. Они трудились, а хозяин, когда пришло время забрать урожай, послал своих слуг. Работники решили слуг прогнать, а урожай забрать себе. Кого-то они избили, а кого-то, как сказано, убили.
Узнав об этом, хозяин виноградника послал других слуг, но и с ними произошло то же самое. Тогда он решил, что может быть не слугу, но сына его побоятся, и послал уже его к наемникам. Но они убили и сына. Они так и остались в своем жестокосердии и в своих преступлениях. На этом притча заканчивается. Дальше Христос спрашивает у тех, кто слушал эту притчу: что сделает хозяин винограда с этими злыми делателями?
Ответ, конечно, последовал очень справедливый: “злых зле погубит”, то есть ничего хорошего им не будет, он погубит их “злее злого”. От справедливости владельца виноградника никуда не уйти. Другой, догматический смысл этой притчи должен быть нам совершенно понятен, потому что Христос рассказывает о пророках, которые прежде Него посылались Богом Израилю, и которые все были убиты. В Ветхом Завете ни один из пророков не умер своей смертью. Кто-то временами пророков слушал, но кончалось все всегда одинаково – их всех убивали. Это были слуги Божии.
После них всех послал Господь Сына Своего, которым был Иисус Христос. Что с Ним сделали? То же самое с Ним и сделали. И вот почему для нас это чтение особенно подходит к сегодняшнему дню? Потому что судьбу ветхозаветных пророков, судьбу Самого Христа стали разделять все христиане, которые по-настоящему, по-христиански жили.
У многих это проявлялось даже внешним образом, когда они претерпевали мученичество. Это всецело относится к нашему отцу Александру. У всех остальных, — но только если говорить о тех, кто спасался, — это внешним образом не проявлялось, их, может быть, внешне так никто и не мучил, но если они спасались, то внутренне вели не более простую и спокойную жизнь.
Это хорошо известно про преподобных, которые подвизались в монашестве и вообще изобрели этот образ жизни не потому, что хотели использовать христианство для облегчения своей жизни. Это относится вообще ко всем христианам, в том числе и мирянам, которые просто подвизались, и в результате получили спасение.
Вот таким чтением сегодня мы почтили отца Александра, но мы должны понимать, что те вещи, которые относятся к великим церковным догматам о воплощении Божием, как мы сегодня читали в Евангелии, они также относятся к каждому из нас. В любом месте Писания есть не только возвышенный догматический смысл, но обязательно должен быть смысл аскетический, который относится к тому, как нам жить каждому на своем месте.
Этот смысл глубок и широк, пытаться его исчерпать несколькими словами совершенно невозможно. Но зато несколькими словами можно сказать хоть как-то об аскетическом смысле, который тоже был в чтении, и который тоже был в примере отца Александра.
Есть такая частая ситуация у нас в жизни, когда мы пытаемся что-то делать вроде бы хорошее, предположим, хотя бывает что нам кажется так, а на самом деле, это совсем не хорошее. Предположим, что все-таки что-то хорошее.
Мы это делаем, но дальше мы чувствуем, что не принесет это того плода, ради которого мы все это затеяли. Мы так чувствуем то ли потому, что у нас ничего толком не получается, то ли потому, что нет у нас помощников, никому это не надо, никто на нас не смотрит, может быть, кто-то нас оскорбляет, или даже не только мешает, но и преследует, возможно, хочет нас убить, как это и было в случае нашего отца Александра.
Конечно, многие люди понимают, что если даже их дело хорошее, и даже если оно в результате будет иметь успех когда-нибудь, сами они скорее всего или даже наверняка не смогут воспользоваться на земле этим успехом, и тогда они вообще не хотят ничего этого делать. Они будут говорить так: “тут ничего не поделаешь”, “невозможно прошибить лбом стенку”. Вот такие аргументы будут.
Но, как мы знаем, заповеди Христовы устроены совершенно иначе. Они требуют от нас что-то делать или чего-то не делать вне прямой зависимости от того, возможно ли нам самим довести это дело до какого-то правильного результата. Заповеди требуют от нас в тех приделах, в каких это мы можем, а результат может быть еще нескоро.
Это относится не только к простым христианам, но, как объясняет нам апостол Павел, это относится также и к апостолам, потому что Павел насадил, Аполлос поливал, а взрастил только Господь Бог. Так говорит апостол Павел христианам, которые обратились посредством его проповеди.
То есть когда он проповедовал, и когда люди по его проповеди, действительно, обращались, он еще никого не крестил – вообще было непонятно, кто из них останется в христианстве. Можно наверняка сказать, что не все оставались в христианстве. Может быть, он даже этих людей никогда в жизни больше и не видел, и говорить, что при его жизни что-то там взросло, невозможно.
Посмотрим на жизнь Самого Христа. В каком виде были Его ученики на тот момент, когда Он умер? Едва только несколько человек – Божия Матерь, апостол Иоанн Богослов оставались в вере, потому что уже укрепились в ней. Все остальные кто куда разбежались, совершенно все забыли пророчество о воскресении Господа на третий день, как это выяснилось, когда Он явился Луке и Клеопе, шедшим по дороге. Господь их укорял, что они “косные”, то есть медленные сердцем в вере тому, что говорилось в Писании.
Так же и мы. Мы должны что-то делать не для того, чтобы при нашей жизни получить результат. Мы должны что-то делать потому, что в этом есть заповедь Божья. А как ее понять? Окончательных каких-то формальных критериев, по которым можно увидеть, что заповедь Божья для нас состоит в том, чтобы делать “это”, а не “это”, разумеется, нет. Но есть общие заповеди.
Легче всего понять, какие заповеди к нам относятся, когда сформулируем вопрос чуть иначе: где меньше греха? Понять, что лучше, и выбирать между лучшим почти невозможно. Обычно это очень скользкий путь, который ведет к весьма ошибочным решениям. Но мы можем понять, что хуже, и выбрать, по крайней мере, наименее рискованное, наименьшее зло.
Обычно мы при любом развитии событий понимаем, что найдем способ погрешить, что плохое будет в любом случае, что мы все запачкаем. Но это не повод вообще ничего не делать. Следовательно, мы должны задавать следующий вопрос: где все-таки у нас будет меньше поводов согрешить? Тогда мы сможем что-то такое выбрать, при этом мы будем выбирать какие-то такие вещи, которые очень вероятно, и даже наверняка ничем хорошим не закончатся при нашей жизни.
Более того, многие из этих вещей вообще никогда ничем хорошим не закончатся, то есть все это будут проигрышные дела. Это не значит, что мы их не должны делать. Мы должны делать то, что мы должны делать. А Бог даже и из проигрышного дела может сотворить чудо. Но нам-то не надо думать, сотворит Он чудо или не сотворит. Пусть Он об этом думает — Ему же, в конце концов, а не нам это чудо сотворять. Нам нужно все для этого подготовить, делать свое. А получится или не получится – это уже другое дело.
Так же смотрел и о. Александр. Зачем он строил этот храм? Конечно, тому, кто строит храм, и если он находится в возрасте существенно старше пятидесяти лет, — а о. Александру было уже за пятьдесят лет, — ясно, что пользоваться им, если все будет построено, должны те, которые будут жить после его смерти. То есть немного у строителей остается времени, чтобы здесь жить, все наладить и потом умереть, а если и не умереть, то прийти в такое болезненное состояние, что управлять всем этим было бы уже невозможно.
Кому-то надо передать эстафету и, тем не менее, надо делать. Несмотря на то, что мало было шансов храм удержать, потому что это единственный храм в Петербурге тогда был и теперь остается, который не признает Московскую патриархию и принадлежит к истинно-православной Церкви, но о. Александр это делал, в результате чего с большим трудом, но удалось храм отстоять.
Некоторые люди оказались просто очень оскорблены тем, что он так против них пошел, тем, что им не удается захватить храм. В результате их тупая месть – больше всего в этом было, наверное, мести, а не какого-то рационального расчета – привела к тому, что его убили. Вот к этому нам тоже надо быть готовым, потому что мы все время рискуем.
Он делал то, что он должен был делать, потому что священник на своем месте обязан проповедовать. Священник не может быть как отшельник. Отшельник не обязан проповедовать, он живет и старается спасаться сам, молиться за весь мир, а с кем бы то ни было общаться он не обязан. А священник совершенно другую имеет задачу, хочет он этого или не хочет. Он просто обязан.
Если священник будет это делать, то Господь ему будет помогать в этом. Если он не будет это делать сам, то получит очень большое осуждение. Священник обязан заниматься разными вещами, связанными с народом, и одна из главных таких вещей – это проповедь Евангелия тем, кто его толком не знает.
Храм, конечно, очень важен как средство проповеди. Это может по себе сказать подавляющее большинство тех, кто сейчас здесь стоит, или не сейчас, но приходит с какой-то периодичностью. Прежде всего, узнать о христианстве, в том числе об истинном православии, можно придя в храм. Конечно, есть другие способы. Теперь еще появился интернет, которого десять-одиннадцать лет назад в такой форме еще не было. Это хорошо, но все-таки значение храма не сравнится ни с чем.
Я не говорю, что надо храмами ограничиваться – Боже упаси. Конечно же, нет, но храм очень важен, поэтому священник должен стремиться, насколько это от него зависит, открывать новые храмы и не давать закрыться тем, которые уже действуют, чтобы в них совершалась проповедь слова Божия.
Отец Александр делал все, что мог, и он делал очень много, но получилось, что это его ставило в рискованное положение. Он это понимал, шел на этот риск. Действительно, могло быть теоретически, что Господь оставил бы его пожить еще побольше, но практически произошло то, что произошло. Получается, что теперь он тоже с нашим приходом, но все эти годы он уже находится в другом качестве.
Он мученик, на крови которого оказался основанным наш приход. Во многом истинная Церковь в России возрождается благодаря тому, что его почитают не только в нашем приходе, но и вообще во всем истинно-православном мире. Еще когда его убили, в1997 году, митрополит Виталий, глава тогдашней Зарубежной Церкви и почитавшийся в народе авторитетный истинно-православный иерарх, благословил нашему приходу его почитать во святых.
С тех пор в разных истино-православных юрисдикциях его почитают. Почти каждый год, в том числе и сегодня, на этот праздник к нам в приход приезжают какие-то гости из других городов, те, у кого находится такая возможность, потому что понятно, что это не всем легко сделать. Поэтому будем подражать святым на всех уровнях, в том числе, даже на самом мелком и бытовом, потому что начинать надо, прежде всего, с этого. Без этого ничего другого просто не будет.
Я повторю, что такое самый мелкий и бытовой уровень, на котором здесь можно подражать. Мы должны делать такие вещи, которые могут и не привести к какому-то положительному результату при нашей жизни, или, может быть, даже вообще никогда не приведут. Мы это должны делать не ради наших детей и родственников, ради которых еще многие трудятся, не только христиане. Хорошо делают, если они это делают, но в этом нет никаких специфических христианских добродетелей.
Христиане должны трудиться ради всех. Поэтому будем делать то, что должно, и тогда будет то, что будет – то, на что будет воля Божья.
Аминь.