Сегодняшний праздник установлен в память святого Григория Паламы как раз тогда, когда собор Константинопольский 1368 года его прославил во святых; почитание св. Григория во святых началось сразу после его смерти в 1357 году; святой Григорий Палама имел много разных недоброжелателей среди тех, кто не называл себя православным – это главным образом католики, — и среди тех, кто вроде бы называл себя православным, но таковым не был, по сути; согласно Григорию Паламе, цель христианской жизни состоит в том, чтобы нам так же совершенно стать Богом, как Христос стал человеком; нужно не приходить в отчаяние от того, что я нахожусь в каком-то дурном состоянии и подчас веду себя хуже, чем иные еретики, неверующие, а надо во второй раз, десятый, тысячный пытаться вести себя правильно и делать то, что надо; искать надо только Бога, и Он уже в нас сотворит все, что требуется, что соответствует Его заповедям; цель помощи Божией в том, чтобы сначала мало, а затем в большем и большем, и все чаще и чаще, и потом всегда и окончательно Бог действовал в нас и в нас жил, а это и есть то же самое, что нам стать Богом; надо, чтобы именно наши желания были волей Божией, а воля Божия стала нашим желанием.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня мы совершаем праздник святого Григория Паламы, который в нынешнем нашем церковном календаре оказывается вторым по значению, потому что главным большим праздником в честь Григория Паламы является второе воскресение Великого Поста, но когда-то именно этот праздник был главным. Он был установлен в память святого Григория Паламы как раз тогда, когда собор Константинопольский 1368 года его прославил во святых.
Но почитание во святых Григория Паламы началось не тогда, когда его прославил собор, а гораздо раньше, сразу после смерти. Умер он на одиннадцать лет раньше, в 1357 году. За это время, которое прошло до собора, уже не только его почитали, но обращались к нему в молитвах, не только существовали уже какие-то богослужебные тексты, к нему обращенные, но даже строились храмы, посвященные его памяти, писались иконы.
И на соборе, когда говорили о том, что надо его прославить во святых, уже ссылались на это, доказывая, что есть почитание, уже строятся храмы в честь Григория Паламы, и поэтому надо его прославить. Вот так прославляли святых на соборах. Но почему вообще был спор? Почему вообще надо было это обсуждать на соборе? Большинство святых не обсуждались на соборах, их просто почитали и все, но почему с Григорием Паламой было не так?
Потому что находились еретики, и, в частности, собор 1368 года тоже их осуждал, которые отрицали святость Григория Паламы, обвиняя его в ереси. Это очень важный момент. Важно не то, что находились какие-то очередные еретики, но то, почему святой Григорий Палама имел так много разных недоброжелателей среди тех, кто не называл себя православным – это главным образом католики, — и среди тех, кто вроде бы называл себя православным, но таковым не был по сути.
То есть много было еретиков изначально внутри Православной Церкви, которые ополчились на св. Григория Паламу. И, к сожалению, надо добавить, что и до настоящего времени тоже много людей, которые считают себя православными, но либо совершенно сознательно отрицают святость или только православное учение Григория Паламы, или думают, что они его не отрицают, но фактически исповедуют такое учение, которое несовместимо с настоящим православием Григория Паламы.
В чем же тут самое главное? Чем отличается Григорий Палама от еретиков? Он отличается тем же, чем православие отличается от всех ересей, и особенно от ересей относительно недавнего времени, последнего тысячелетия. А именно: Святой Григорий Палама указывает смысл и цель христианской жизни — воплощение Христово.
Цель воплощения Христова и цель христианской жизни нашей – это одна и та же цель, это всем понятно, даже еретикам. Но в чем же эта цель состоит? Согласно Григорию Паламе, она состоит в том, чтобы нам так же совершенно стать Богом, как Христос стал человеком, а, как известно, Христос стал совершенным человеком без какого либо изъяна, но оставаясь при этом Богом.
Так же мы должны стать Богом, оставаясь при этом человеком. И не в переносном смысле, скажем, стать хорошим человеком из плохого, хотя как-то улучшиться в качестве человека просто необходимо, но это будет только средством. Цель христианской жизнине в этом, а улучшаться нам в качестве людей надо для того, чтобы достигнуть цели. А цель заключается в том, чтобы действительно стать Богом.
Некоторые говорят: “Что я буду думать о том, что надо стать Богом, если я никак не могу стать человеком? Да и так уже много таких православных, которые решили стать Богом и преуспели только в том, что перестали быть человеком, а Богом так и не стали”. Это совершенно справедливый упрек, но вывод из него может быть сделан справедливый, а может быть несправедливый.
Если много плохих христиан, то цель христианской жизни недостижима, или ложная, или какая-то неправильная – можно сделать такой вывод, но он будет тоже неправильным. С точки зрения верующих христиан, мы не можем его принять, и понимаем, что надо другой делать вывод. И вывод должен быть таким: надо стараться.
Но как же мне помогает стать Богом то, что я об этом знаю, и если я толком человеком быть не могу? А так и помогает. Во-первых, помогает не приходить в отчаяние от того, что я нахожусь в каком-то дурном состоянии и подчас веду себя хуже, чем иные еретики, неверующие и так далее. С одной стороны, помогает не приходить в отчаяние, потому что я знаю, что сам толком сделать ничего не могу, а с другой стороны, указывает, что надо делать.
Надо во второй раз, десятый, тысячный пытаться вести себя правильно и делать то, что надо, даже если это никогда раньше у меня не получалось, но если это соответствует заповеди. И надо понимать, что такого состояния, чтобы у меня, наконец, нашлись силы это делать, не надо от себя ждать. Его не будет. Или еще хуже: будет казаться, что оно есть, но тогда это, скорее всего, ложное состояние, обман, и последствия будут еще более катастрофическими.
Поэтому не надо нам от себя искать какой-то уверенности, что вот теперь, да, я могу это сделать. Надо просто делать, и призывать помощь Божию. Тогда, возможно, будет так, что на каком-то этапе, может, очень-очень не сразу, а, может, никогда и не появятся силы, но это будет сделано нами. То есть мы будем себя вести так не потому, что мы, наконец, наберемся для этого сил, а потому что, в конце концов, через нас Бог это будет делать.
То есть нам не надо для себя ничего искать, даже способности всегда творить какие-то добрые дела и добродетели. Искать надо только Бога, и Он уже в нас сотворит все, что требуется, что соответствует Его заповедям. Нам даже не надо, вернее, не обязательно читать Григория Паламу для этого, потому что об этом даже в Евангелии написано, что если нас куда-то повлекут, то мы не должны думать, что мы там скажем, когда нас привлекут к ответу за нашу веру, а Дух Святый Сам будет об этом говорить.
Это верно не только в узком смысле слова, но также верно и в широком смысле слова, потому что любая ситуация, где мы должны что-то делать, даже не обязательно перед другими людьми, а также и тогда, когда нас никто не видит и не узнает, — это ситуация, где мы должны дать ответ о нашем уповании – чем, действительно, мы живем, насколько мы живем Богом, а насколько сами собой, а лучше сказать, своими страстями, которые поистине суть бесовские.
И вот если мы так понимаем каждую ситуацию в нашей жизни, даже независимо от того, видит ли нас кто-то или нет в этот момент, то тогда мы будем просить помощи Божией и будем ее получать. Именно в этом учение святого Григория Паламы. Цель такой помощи Божией в том, чтобы сначала мало и редко, а затем в большем, большем и большем, и все чаще, чаще и чаще, и потом всегда и окончательно Бог действовал в нас и в нас жил, а это и есть то же самое, что нам стать Богом.
Потому что при этом мы не перестанем быть человеком, а станем как раз таким человеком, как Бог его задумал, и в тоже время “Бог в нас” — это тоже мы, а не кто-то в нас вселился, потому что это будет и наше желание. Бог не может просто в нас заселиться и начать нами действовать как автоматом, потому что тогда в нас не будет человека. А надо, чтобы именно наши желания были волей Божией, а воля Божия стала нашим желанием.
И вот мы начинаем с того, чтобы подчинять свои желания воле Божией, и тогда, если мы правильно делаем, воля Божия сама станет нашим желанием. Через это мы, действительно, сами станем Богом в том же смысле и аналогично тому, как Христос стал человеком.
Об этом и учит святой Григорий Палама, и именно этого учения не принимают всякие еретики, сознательные и не сознательные. Под сознательными я подразумеваю тех, кто либо себя не причисляет к Православной Церкви, либо причисляет себя по какому-то недоразумению, но отрицает учение Григория Паламы, а под несознательными еретиками я подразумеваю тех, кто думает, что они исповедуют учение Григория Паламы, но исповедуют что-то совсем другое.
Поэтому будем стараться исповедовать православие, будем особенно молиться святому Григорию Паламе, чтобы он нам в этом помог и нас научил.
Аминь.