Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Обретение главы Иоанна Предтечи всегда происходило, когда православию что-то угрожало; человеческие тела — как скудельный сосуд, в котором была найдена глава Иоанна Предтечи; мы становимся христианами только тогда, когда участвуем в церковных таинствах; о словах Христа, что только силой можно захватить Царствие Небесное; чтобы получить силу Божью, нужно идти ей на встречу своей естественной силой; употребить силы для достижения Царствия Небесного нам мешает любовь к удовольствиям и страх человеческий; бояться нужно только Бога.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы совершаем память обретения главы Иоанна Предтечи, первого и второго Обретения. Глава святого Иоанна Предтечи в истории неоднократно терялась и чудесным образом обреталась — для того, чтобы верные православные христиане утвердились в своей вере. Она всегда обреталась тогда, когда православной вере что-то грозило, и многие и особенные искушения бороли православных христиан. Конечно, это относится не только к главе Иоанна Предтечи, но и к другим православным святыням, которые обретались тогда, когда особенную нужду в поддержке испытывало колеблемое православие. Православие в течение веков неоднократно бывало колеблемым, и сейчас оно колеблемое, но по обетованию Божью, никогда оно не уничтожалось окончательно, и не будет уничтожено даже до конца истории.

И вот, в числе таких святынь, которые являлись для укрепления православной веры, была и глава Иоанна Предтечи. В рассказе о втором обретении, которое в основном и является содержанием сегодняшнего праздника, говорится, что эта глава была в скудельном (глиняном) сосуде, и явно в связи с этим сегодня за литургией мы читали Апостол, где апостол Павел говорит коринфянам, что мы имеем силу Божью в себе, но как в скудельном сосуде. Апостол Павел называет скудельными сосудами наши человеческие тела, которые являются тоже сделанными из глины, если вспомнить библейский рассказ.

Но что означает это указание апостола применительно к сегодняшнему празднику? Зачем именно за сегодняшним богослужением читался именно этот Апостол? Значение понятно: да, наши хрупкие человеческие тела подобны тому скудельному глиняному сосуду, в котором была найдена глава Иоанна Предтечи. Но, тем не менее, в наших телах совершается сила Божья, как сила Божья совершалась и в главе Иоанна Предтечи. Потому что Иоанн Предтеча, подобно всем святым, полностью достиг Бога и был совершенно обоженным. Поэтому в его теле и в частности в его главе совершалась та жизнь, которая была свойственна ему не как человеку, а как Богу, который продолжает жить во всех святых, и Богом живут все святые.

Подобно этому, если мы становимся христианами, та же самая жизнь живет в нас. Потому что если мы становимся христианами, то это происходит не просто тогда, когда мы уверуем, что, наверное, или даже точно, все что написано в Евангелии — истина. Не просто тогда, когда мы уверуем, что то, что написано в Евангелии, та евангельская община, которая там описана, продолжала жить дальше и существует до сих пор, но только в истинной церкви Христовой, а не во всех церковных сообществах, которые могут себя так именовать. И даже не только тогда, когда мы будем приходить в храм истинной церкви, ставить какие-то свечки, молиться. Все это необходимо и хорошо, но этого недостаточно, чтобы мы были христианами, чтобы в нас хотя бы только началась христианская жизнь. А начинается она в нас, когда мы, будучи уже крещеными, причащаемся Тела и Крови Христовых. Когда мы живем постоянным причащением Святых Христовых Таин и постоянным покаянием в тех грехах, которые отделяют нас от Бога, которые заставляют нас отпадать, точнее, мы сами с помощью этих грехов заставляем себя отпадать от Бога. Но мы каемся и приходим опять, поэтому мы все-таки имеем жизнь с Богом и постепенно в ней, если хотим, то возрастаем. И можем и должны становиться святыми, поэтому только святые могут быть у православных христиан образцом. И вот это сила Божья, которая должна в нас совершаться, хотя мы тоже немощные сосуды.

Но как сделать, чтобы так было? И вот на это отвечает другое сегодняшнее чтение из Евангелия. Из Евангелия, конечно, мы сегодня читали об Иоанне Предтече, а именно, мы читали те слова Христа, которыми Он объясняет, в чем было значение Иоанна Предтечи, кто такой был Иоанн Предтеча. И в частности, Он там сказал такие слова, в переводе на русский: Царствие Небесное берется силой, или штурмом (буквально там употребляется такое слово, которое означает штурм города), и только те, кто употребляет силу, только те, кто штурмует Царствие Небесное, — только те его захватывают. Там буквально употребляется слово “захватывают”, по-славянски “восхищают”, это значит именно “захватывают”, а не просто “достигают”.

То есть Царствие Божие можно только захватить силой. Как это относится к самому Иоанну Предтече? Кажется понятным и очевидным, что это, во-первых, была его аскетическая жизнь, а потом его смелое исповедание перед властями истинной веры, за что он и пострадал, и чуть позже, чем были произнесены эти слова, которые сегодня были прочитаны, была усечена, то есть отрублена, его глава.

Это показывает нам, откуда нам взять силу Божию. Сила Божия действует в нас тогда, когда мы на встречу ей пойдем силой своей, естественной. Конечно, ни у кого из нас, каким бы он ни был хоть в физическом, хоть в моральном смысле сильным человеком, не хватит и не может хватить сил на то, чтобы достигнуть Царствия Небесного только своей силой. Этого и не надо, потому что это возможно только силой Божией. Но как сделать, чтобы именно сила Божья совершилась в нашей немощи (по отношению к Богу любая наша сила будет немощью), как это сделать? А для этого нам надо те скромные силы, которые у нас есть (а по отношению к Богу любые человеческие силы почти равны нулю, как бы они ни различались между собой), те силы, которые у каждого из нас без исключения есть, чтобы мы употребили их для того, чтобы достигнуть Царствия Небесного. Тогда мы тоже будем в числе тех, кто штурмует Царствие Небесное, и кто захватывает его штурмом, подобно тому, как это сделал Иоанн Предтеча, и тогда на нас будут распространятся благодатные дары от его честной главы, от совершения сегодняшнего праздника, от Тела Христова и вообще от всей церковной жизни, которая у нас тогда будет.

А что нам нужно делать, чтобы действительно для достижения Царствия Небесного употребить те немногие силы, которые у нас есть, чтобы Господь нам в ответ приложил уже те многие силы, которые есть у Него? Что для этого нам нужно сделать?

Для этого мы должны просто стараться быть именно в церкви, именно с Богом, молиться вопреки тому, что нас располагает это не делать.

А что нас располагает этого не делать? Две вещи располагают нас этого не делать. Прежде всего, любовь наша к удовольствиям. Поэтому Иоанн Предтеча — это образ такого аскета. Образец воздержания от всех этих удовольствий, которым мы легко можем не следовать, но почему-то все время увлекаемся и все время к ним стремимся. Что для каждого из нас является этими непозволительными удовольствиями? Во-первых, конечно, какие-то грубые грехи, но это настолько очевидно, что я даже не хочу об этом говорить, хотя, конечно, на это нужно смотреть прежде всего. А во вторую очередь, если мы вроде бы живем как-то прилично, вроде так грубо не грешим, что же тогда является этими удовольствиями, на которые мы промениваем Царствие Небесное? Ими является то, что нас отвлекает от молитвы. Очень легко можно понять, что именно нас отвлекает от молитвы. О чем мы начинаем думать вместо того, чтобы помолиться, прочитать хотя бы минимально необходимые правила, чтобы хотя бы в самых необходимых случаях сходить в церковь? Мы начинаем думать о том, куда мы хотим пойти, или что мы хотим сделать, может быть, посмотреть телевизор, посидеть в интернете или, может быть, пойти с кем-то поговорить, что-то обсудить, что давно уже обсудили, или с кем-то поругаться, потому что “я не могу оставаться в покое, потому что она мне сказала то и то, и я все-таки тоже должна пойти и сказать ей это и это”. Конечно, пока такие мысли во мне бурлят, то какая может быть молитва? Это то удовольствие, в данном случае удовольствие настоять на своем, удовольствие отомстить, на которое мы охотно и совершенно добровольно промениваем Царствие Небесное. Вот это первое. Всякие удовольствия, которые все являются более или менее греховными. Может быть, они для кого-то когда-то и не греховны, но для нас сейчас, когда мы меняем на них Царствие Небесное, они все становятся греховными.

А второе — это страх. То есть, прежде всего, первое — удовольствие, а второе — страх. Потому что часто мы просто чего-то боимся, и хотя знаем, что надо бы делать не так для Царствия Небесного, делаем все-таки так, как нам подсказывает страх.

Конечно, Иоанн Предтеча показывает своей жизнью, как и все мученики, как очень многие христианские подвижники, которым приходилось пред лицом большого количества народа делать этот выбор, — что такое преодоление этого страха. Это может привести к тому, что мы станем мучениками, но насильственная кончина для пророков была общим элементом их судьбы в Ветхом Завете и является почти такой же нормативной для новозаветных мучеников. Если говорить о нашей России, то большинство святых, которые просияли в начале XX века, являются мучениками или исповедниками. Мы должны еще постоянно в себе преодолевать страх. Преодолевать страх приходится не только тогда, когда складываются какие-то исключительные ситуации, которые требуют или явного отречения от Христа, под угрозой смерти, или чего-то не столь явного, но такого же, то есть чего-то, что мы как христиане категорически делать не соглашаемся. Действительно, такие ситуации бывают, но по нашей немощи, они могут быть относительно редкими. Но очень часто мы боимся значительно меньших вещей, хотя вроде бы и уступаем этому греху страха тоже меньше, но на самом деле это “меньше” оказывается постепенно не менее разрушительным. Это “меньше”, хотя оно и меньше, но зато действует долго, постоянно и, как говорится, вода камень точит.

Мы боимся оказаться смешными, мы боимся, что нас кто-то не поймет, мы боимся, что мы не такие как все, что мы отрываемся от какого-то коллектива. Мы боимся, что мы избираем такой образ жизни, который вокруг нас никто не ведет, и никто нас не будет уважать, если мы продержимся в этом образе жизни. А очень может быть, что мы и не продержимся, если никто такого образа жизни вокруг нас не ведет. Вот что такое настоящее христианство. Если этим страхам уступать, то мы, конечно, уподобимся тем, кто отрекался от Христа перед лицом мучителей. И они еще будут иметь большее извинение, нежели мы, потому что никто ведь нас не мучает, ничего такого страшного нам не грозит и, тем не менее, нам почему-то все равно страшно, и мы хотим как-то менять свою жизнь, чтобы незаметно, на миллиметр, а не на километр, но все-таки отступать от Христа. Но от этих миллиметров накапливаются, может быть, не просто километры, а световые годы, потому что тут действует не арифметическое правило сложения миллиметров, а то, что несколько миллиметров могут внезапно вырасти в такую пропасть, которую не перейти уже никогда. Вот этого надо бояться. Страх должен быть страхом Божьим, тогда мы не будем бояться страха человеческого. Если мы правильно будем понимать, кого нам бояться, то мы не будем бояться тех, кто нас хочет испугать, — а нас все время кто-нибудь хочет испугать, и мы сами стремимся все время к каким-то удовольствиям.

Избегать этих ненужных удовольствий и этих глупых страхов, — а все страхи глупые, кроме страха Божьего, — учат нас Иоанн Предтеча и сегодняшний праздник, и именно это является условием христианской жизни. Аминь.