Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Первое большое собрание святых отцов, которые были преемниками апостолов – это и есть I Вселенский собор в Никее; Никейский собор особенно важен еще и потому, что на нем была обличена ересь, захватившая почти весь мир – арианство; настоящая церковная история говорит о том, что православие если и побеждало, то на короткие периоды времени; через два года после собора арианство стало государственной религией; дело Никейского собора восторжествовало через 50 лет после него, да и то только на Востоке, а на Западе — еще лет на 200 позднее; в своей жизни можно ничего и не увидеть, никакого торжества православия; когда вроде бы государство поддерживает христианство, это не означает, что оно поддерживает настоящее христианство; не государство нас может научить истинной вере, а только святые древние и новые, которые победили только в Царствии Небесном.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память святых отец I Вселенского собора. Отчасти дата такая выбрана потому, что примерно в это время, в Пятидесятницу, открывался в 325 году I Вселенский собор. Есть и другая причина того, что именно сегодня установлен этот праздник, — это воскресенье перед праздником Троицы. И вот так одно с другим связано.

Если праздник Пятидесятницы – это день сошествия Святаго Духа на апостолов, после которого они уже пошли по всей вселенной проповедовать, то святые отцы, которые от века учили православной вере, были их преемниками, наследниками и их продолжателями. А первое большое собрание святых отцов – это как раз и был I Вселенский собор в Никее.

Поэтому естественно, что рядом с Пятидесятницей совершается память этого собора. А точнее говоря, было естественным собирать сами соборы поближе к Пятидесятнице. Потому что в Пятидесятницу мы поем “Днесь благодать Святаго Духа нас собра”, и так же она собирала святых богоносных отцев на их соборы.

И I Вселенский собор особенно важен не только потому, что он была самый первый, хотя это тоже важно, но и потому, что тогда была обличена ересь, захватившая почти весь мир. Ее можно по масштабам своим сравнить разве что с современной ересью экуменизма. Только тогда этот пожар еще как-то был потушен, хотя, может быть, не до конца, и следующие ереси, которые потом возникали, были как-то преемственно связаны с арианством, а то, что экуменизм будет до скончания века потушен, на это надежда гораздо меньше.

Но как бы то ни было, когда уже очень многие епископы склонились к ложной вере Ария, в 325 году собрался собор, который все-таки утвердил православие. И вот если не знать настоящей церковной истории, а воспринимать ее только по прилизанным учебникам, то все время получается, что православие все время побеждало-побеждало-побеждало. И отсюда у людей поневоле усваивается такой вывод, что те, кто побеждал, те и православные, а если все-таки православие когда и не побеждало, то это были краткие периоды.

Действительно, до 325 года арианство относительно краткий период развивалось. Но что произошло потом? И эта самая реальная церковная история, которая нас учит гораздо больше, чем какие-то прилизанные учебники.

А именно, уже через два года, в 327 году, святой равноапостольный император Константин, который разрешил официально христианство, который собрал этот собор, чтобы христиане перестали между собой спорить и перестали давать тем самым соблазн язычникам, сам встал на сторону ариан, и сам решил осудить деяния этого собора.

Начиная с этого времени, арианство становится государственной религией. Хотя, действительно, последовавшаяв 336 году смерть Ария воспринималась многими православными как торжество, но уж особо принципиально она ничего не изменила, потому что к тому времени господствующий епископат, основная его часть, все были арианами, и как до смерти Ария арианство было фактически государственной религией, так и после.

С большим трудом православным удавалось находить какие-то компромиссы для выживания. Кому-то удавалось, а кому-то и не удавалось. Святой Афанасий Великий, который был преемником епископа Александрии Александра, осудившего Ария, и сам был тоже участником IВселенского собора, несмотря на то, что провел на своей кафедре 46 лет – все это время он считался у православных епископом Александрии, — из них он почти все время пробыл в ссылке, а иногда и скрываясь, потому что его преследовали по разным уголовным обвинениям.

В том числе, его обвиняли в том, что он убил некоего епископа. А когда этого епископа нашли, — а тогда не было современных средств идентификации личности, таких как фотография, — то тогда этот епископ стал говорить, что это не он. И еще отдельно надо было доказывать, что это все-таки он. Тогда, по крайней мере, это обвинение против Афанасия исчезло. Но были и политические обвинения, и просто какие угодно. И так ему удалось только примерно семь лет пробыть на своей кафедре из сорока шести, и это все вразбивку.

Вот такое было “торжество православия” после I Вселенского собора. Потому что и при детях Константина, которые потом царствовали, тоже продолжалось господство арианства. А потом оно было прервано, но уже только в 360 году, потому что воцарился император, который войдет в историю под именем Юлиана Отступника. Он и вовсе сделал государственной религией язычество, стал воздвигать гонения на христиан. Но поскольку первые гонения были на государственную церковь, то арианам досталось больше, но и до православных дошли руки.

Потом все-таки восстановилось православие — восстал православный царь Иовиан — через три года, в 363 году. Но через восемь месяцев этот царь умер, и опять началось арианство. И так продолжалось фактически до II Вселенского собора. Незадолго только перед этим царь Феодосий Великий склонился к православию, и вот в 381 году был II Вселенский собор, который утвердил православие. Сколько же это лет прошло с 327 по 381? Более пятидесяти лет.

Дело Никейского собора восторжествовало, действительно, потом официальная церковь стала его признавать, но прошло пятьдесят лет. Для истории это, конечно, ерунда, а для одного или даже не одного, а двух-трех поколений верующих это как раз их жизнь.

Поэтому по своей жизни можно ничего и не увидеть, никакого торжества православия.

И даже, кстати, более того: когда в восточной империи восторжествовало православие в конце IVвека, тогда как раз в западных частях бывшей Римской империи восторжествовало арианство. И господство арианства там продолжалось до конца VIвека. В Испании, в Италии были новые мученики, от ариан пострадавшие. И уже только в конце VI века, а по сути даже в течение VII века, там арианство удалось преодолеть, и то не до конца.

Вот что мы сегодня празднуем. И какие уроки нам даются сегодня? А вот какие.

Никогда нельзя выбирать веру по тому, как начальство велит: какая вера официальная и государственная. Это относится и к христианской истории: когда вроде бы государство поддерживает христианство, это совершенно не означает, что оно поддерживает настоящее христианство.

Нам не надо смотреть на то, что поддерживает или, наоборот, не поддерживает государство, а надо смотреть на то, что согласно со Священным Писанием и учением святых отцов, которые не ориентируются “на князи и на сыны человеческия”. Это относится к IV веку, который мы сегодня вспоминаем, и это точно так же относится к XXI, XXIIи XXIIIвеку, если такие века настанут, и мир до них достоит.

Поэтому, если у нас нет никаких религиозных побуждений ходить в церковь, а просто мы туда ходим из одиночества, для того, чтобы было с кем пообщаться, для того, чтобы получить порцию психотерапии, для того, чтобы чувствовать себя частью какого-то большого целого и так далее, то надо ходить, конечно, туда, куда государство пускает, куда рекомендует, может быть, даже.

Но не надо эти свои мысли интерпретировать как религиозные, потому что религиозного в этом нет совершенно ничего. Если же мы хотим заботиться о своей душе, о вечной жизни, то надо тогда подходить к жизни религиозно. А тогда надо учиться у тех, кто может научить. Не государство нас может научить истинной вере, а только святые древние и новые, в том числе, такими примерами, как сегодняшний, когда вроде бы и дело ничем хорошим не закончилось, а однако все-таки в Царствии Небесном победили они.

Нечто подобное происходит и в XX веке. Была исповедническая катакомбная Церковь во время гонений, устроенных большевиками. Она уменьшалась численно, хотя все равно до конца советской власти была довольно большой, там были тысячи людей. Сколько у нас всего-то верующих людей, исповедующих христианство, было? Тогда получается, что из них довольно большой процент для катакомбной Церкви оставался. Но, конечно, она все равно уменьшалась, и вроде бы ее дело было проиграно.

Но оказалось, все-таки нет, восстановилась иерархия. Сейчас уже можно служить хоть и с какими-то притеснениями, но открыто,и, слава Богу, можно проповедовать. Пока такая возможность есть, ей надо пользоваться, но не потому, что мы, скажем, когда-нибудь, рассчитываем получить статус государственной Церкви или еще какие-нибудь блага земные. И не потому что, принадлежа к нашей Церкви можно как-то в обществе утвердиться,и претендовать на какой-то социальный статус. Совсем не поэтому.

А потому что можно, принадлежа к нашей Церкви, надеяться на то, что если мы сами захотим усвоить то, что она преподает, ее святые таинства, ее учения, то мы тогда будем иметь надежду на Царствие Небесное.

Аминь.