Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Народы Британских островов в древности сохраняли христианскую истинно-православную традицию; потом на острова пришла ересь, а кельтские монахи стали путешествовать по разным странам и проповедовать христианство; а в наше время русские и греческие эмигранты принесли православие в Америку и Западную Европу; Америка попадает под покровительство Истинного Православия; современное наше миссионерство оказывается напрямую связано с миссионерами Британских островов; народное православие в ХХ веке окончательно выродилось, но не выродилась Православная Церковь, а очистилась и обновилась; наша сознательная вера во Христа, наш сознательный выбор важнее народных традиций православных стран.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память святых, которые просияли на Британских островах, на территории современных государств Объединенного Королевства, т.е. Англии, Шотландии и Северной Ирландии, и на территории современного государства Ирландия. Эти святые относятся к трем периодам.

В начале там был небольшой кусочек Римской Империи, и христианская Церковь, которая в IV веке распространилась по всей Римской Империи, достигла и этих земель. Тогда там появились первые святые. Но в середине V века римляне оттуда ушли, и начались варварские вторжения, мрачные времена. Тем не менее, христианство там не только не прекратилось, но, наоборот, установилось.

Различные кельтские народы этого времени, которые жили на островах, сохранили христианскую истинно-православную традицию, они были в тесном общении с Православным Востоком – с Египтом, Византией. Таким образом, христианство там продолжало распространяться, и те народы, которые раньше были язычниками – это пикты, ирландцы, — тоже просвещались православием. Потом пришли туда англосаксы, среди которых тоже появлялись святые. Ну а позже там уже, конечно, было господство ереси.

Но в смутные времена местная великая монашеская традиция дала огромное миссионерство миру, потому что монахи переселялись, переплывали на разные острова в океане, где только жили люди, и таким образом смогли принести христианство в Исландию, не говоря уже о тех островах, которые находятся между Британскими островами и Исландией. Конечно же, они проповедовали православие и на континенте: это современная Бретань, на территории Франции, а также в Австрии, Италии, Испании – всюду были миссионеры.

В наше время это продолжилось, потому что когда в XX веке большое количество православных людей, греков и русских, оказались в эмиграции на Западе, то тогда многие народы, которые там жили, сами стали принимать православие. Если до начала XX века в Западной Европе и в Америке среди местных народов православных было мало, то после русской и греческой эмиграции их стало действительно много. Эти люди обратились, конечно, к истории православия своих народов. Для большинства это были англосаксы и кельты.

Получается, что святые, которые просияли когда-то в первом тысячелетии христианства на Британских островах, являются особыми покровителями современного православия и в Америке, и, отчасти, в Европе – не только на Британских островах. Что же это означает сейчас?

Это означает то, что Америка попадает под покровительство Истинного Православия, потому что сами святые, во-первых, были в Истинной Церкви; во-вторых, они были проповедниками Истинного Православия. Многие из них страдали за то, что их принуждали изменить вере, хотя вроде бы и под видом христианства. Но они не изменяли, — особенно это относится к кельтам, — являя исповедничество Истинного Православия.

Наконец, мы должны понимать, что через наше единство с православными Запада мы, собственно, и сохраняем наше преемство с Вселенской Церковью. Конечно, и они сохраняют свое преемство с Вселенской Церковью через единство с нами — в Церкви все нуждаются друг в друге.

Если в XIX веке еще имела огромное значение народная культура, которая имелась и у сербов, и болгар, и у русских, то в ХХ веке коммунисты из культуры выдавили всякое православие. А в греческой и грузинской культурах даже коммунисты его не вывели, но, тем не менее, там сплошное обрядоверие: люди не соблюдают элементарных христианских заповедей, хотя сами себя считают православными. Поэтому народное православие в ХХ веке окончательно выродилось. Но не выродилась Православная Церковь, а очистилась и обновилась. За счет чего?

За счет того, что появились новые и сознательные православные. Но в традиционных православных народах, как, например, русский народ, их не так уж много, а лучше сказать – мало. Их количество сравнимо с количеством таких же людей среди тех народов, которые и никогда не были просвещены православием, то есть предки их уже забыли, что это такое, за более чем тысячу лет, а теперь они к нему обращаются. Это Америка и отчасти Западная Европа.

Современное наше миссионерство оказывается напрямую связано с миссионерами Британских островов. Поэтому когда один наш приход, находящийся на территории Британских островов, захотел сам совершать сегодняшнюю службу, то они ее составили, и нашей Церковью она была не просто разрешена, но был введен общецерковный праздник для того, что бы совершалась память этих святых. Не только для православных Великобритании важен этот праздник, он важен вообще для всего Вселенского Православия.

Будем стараться смотреть на сознательных православных, где бы они ни жили. Сейчас нет уже такого большого преимущества традиционно-православных стран, какой является, например, Россия, перед традиционно-неправославными, какой является, например, США.

Настоящее преимущество создается только нашей сознательной верой во Христа, сознательным нашим выбором. Тогда мы уже можем использовать и преимущество национальной культуры, и преимущество пусть и не христианской национальной культуры, но привычки к свободе и сознательному выбору, которая есть, например, в Америке.

Поэтому будем особенно молиться тем святым, которые просияли в подвиге миссионерства и в частности тех странах, где жили предки истинно-православных христиан.

Аминь.