Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память всех русских святых, и, конечно, неудивительно, что время установления этого праздника 1918 год, когда еще никто не представлял, к чему на самом деле пришла Россия, хотя все видели, что катастрофа уже происходит. Но, видя, что катастрофа уже происходит, нужно было обратиться к тем, кто является настоящими покровителями наших народов.

Это святые, которые жили в разных государствах, — и не только во времена удельных княжеств, которые между собой воевали, но и во времена более поздние, когда Великое княжество Литовское воевало с Московией, а святые были с обеих сторон, — и они сегодня вспоминаются. Сегодняшние святые были и за пределами российских земель, например, в Китае, но это в пределах Российской Церкви, пределы которой не совпадали с пределами Российского государства.

Сегодня также вспоминаются и те святые, кто были за пределами Российской Церкви, но при этом в какие-то эпохи они были внутри российского государства – прежде всего, я имею в виду святых Грузии и Армении, которых мы нисколько не отрицаем как грузинских и армянских святых, но все-таки считаем русскими тоже, и у нас особенно популярны имена Нина и Тамара в честь грузинских святых (хотя имя Тамара исконно в честь самаритянки, но у нас часто в честь грузинской царицы).

И вот что же это за общность такая? Мне кажется, есть один хороший критерий: когда церковная община собирается по церковному православному принципу, то в нее обычно попадают люди, которые занимались самыми разными вещами, у них разное образование и так далее. При этом они все равно чувствуют свое единство, потому что в этой общине они объединены своим главным интересом, — тем интересом, который у верующего человека всегда является главным.

И поскольку все остальные интересы настолько от него отстают, что даже не идут в сравнение, то различия в воспитании, в занятиях и прочих интересах не только не служат к разобщению одинаково верующих людей, но, наоборот, служат к усилению общины, потому что каждый своими разными мирскими талантами, способностями, мирскими связями помогает общему делу. А если бы все были одинаковыми, то это бы так не работало. В этом залог прочности церковной организации на земле.

Но бывают совершенно другого типа общины, когда в вере вроде бы никаких разногласий нет, но есть очень большие разногласия с другими общинами в стиле, есть много разных интересов – особенно это связано с политикой и национализмом. И это неприметно может становиться принципом организации церковной общины. С церковной точки зрения, это означает просто вырождение, а если так было с самого начала, то просто и невозможность появиться настоящей общине вообще – так получаются псевдо-общины.

Я об этом говорю, потому что наш опыт Зарубежной Церкви, к сожалению, очень богат такими случаями, когда люди собираются вокруг каких-то политических или национальных интересов, приправой к которым служит православие, а потом это разваливается, конечно. Истинное православие для этого не требуется, хватит и неистинного, а неистинное удобнее. Или просто у людей меняется увлечение, и они куда-нибудь уходят.

И вот мы всегда можем понять, что  когда нам кажется, что люди, с которыми мы одинаково веруем, оказываются нам чужими потому, что у нас разные жизненные интересы, разные политические симпатии, то это признак того, что мы сами уклоняемся от православия в чем-то. А если мы держимся православия, то тогда нам никогда не будет скучно с другими православными, независимо от того, интересуемся ли мы их мирскими делами. Совершенно нормально, что мы ими не интересуемся, мы ничего в них не понимаем, у нас совершенно другие дела, но мы совершенно на другом строим с ними знакомство.

Поэтому будем все время видеть друг в друге православных христиан. Это не просто самое главное, а это необходимое условие нашего собственного пребывания в Церкви. Это не запрещает нам с нашими единоверцами вести какие-то мирские дела, иметь общие интересы, но просто одно не должно мешать другому – все должно быть на своих местах. И тогда общины наши будут крепкие. А если это нарушить, то тогда будут и общины рушиться.

Не будем искать мирской дружбы между прихожанами, не будем искать совместной работы, хотя все это не запрещено, все это может возникать и реально возникает. Но если это подменяет церковную жизнь, то все это ведет к плохим последствиям. Совершенно достаточно единства в вере. И чем более мы разными оказываемся, но едины в вере, тем лучше, тем лучше мы следуем сегодняшним российским святым, которые были до предела разными между собой, но все они составляют единый сонм святых, к которому и мы хотели бы приобщиться.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)